Китайским фильмам, избегающим цензуры, некуда идти. Смогут ли они проникнуть на Тайвань?

ТАЙБЭЙ, Тайвань. Когда режиссер Ван Цзыцзянь работал над фильмом «Милый друг», также известным как «Прекрасные друзья», он прекрасно понимал, что этот проект не будет показан в кинотеатрах материкового Китая.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


В уютной зимней китайской деревне разворачивается сатирическая история, повествующая о переплетенных историях однополых пар — теме, которая часто подавляется правящими властями Китая из-за строгих законов о цензуре.

Ван полагал, что в Гонконге его также не ждет теплый прием, поскольку Коммунистическая партия Китая все больше распространяет свою власть на некогда британскую территорию.

Подобно растущему числу китайских кинематографистов, обеспокоенных цензурой, он воспользовался последней возможностью наладить контакт с китайскоязычной аудиторией: Тайванем.

Ван, 36-летний кинопродюсер из Пекина, заявил, что для них не осталось другого рынка.

Ранее он представил свой фильм на престижный Тайваньский кинофестиваль, известный как Golden Horse Awards, с надеждой, что он будет показан широкой публике.

Такой выбор подразумевал свой набор потенциальных проблем. Китайские цензоры усиливают давление на создателей фильмов, даже на тех, кто пытается обойти правительство, демонстрируя свои работы за рубежом. С ужесточением контроля за изображением деликатных тем, таких как пандемия COVID-19, создатели фильмов, которые игнорируют необходимость официального одобрения, рискуют столкнуться с последствиями, которые могут повлиять как на их жизнь, так и на карьеру.

Мир и нация

Создатели интернет-контента, которые идентифицируют себя как часть сообщества ЛГБТК+ в Китае, научились обходить неоднозначные правила интернет-цензуры и создавать поддерживающее квир-сообщество на платформах социальных сетей.

Китайские власти по-прежнему испытывают серьезную обеспокоенность в отношении Тайваня — самоуправляемого демократического острова, который они считают частью своей суверенной территории и публично заявили, что при необходимости вернут его силой.

В 2019 году Китай потребовал от своих создателей фильмов воздержаться от участия в фестивале Golden Horse Awards после того, как победитель открыто поддержал автономию Тайваня.

В связи с этим Тайвань разрешает показывать в кинотеатрах только около 10 китайских фильмов в год, выбранных случайным образом из примерно 50 заявок. Это ограничение действует с 1990-х годов, в период, когда Китай и Тайвань начали постепенно усиливать культурное взаимодействие.

Фильмы, которые получают значительные награды на известных кинофестивалях, часто получают особое внимание. Однако фильм Вана, китайского производства, который в ноябре получил награды Golden Horse Awards за лучшую мужскую роль, операторскую работу и монтаж, не соответствовал необходимым критериям, поскольку эти награды были сочтены слишком незначительными для коммерческого релиза.

В этом месяце Ван и его коллеги-защитники выступили с петицией, в которой предложили Тайваню смягчить правила и предоставить больше исключений для таких заслуженно признанных фильмов, как его «Милый друг».

Кроме того, это предполагает, что «Милый друг», финансируемый и снятый французским производителем, может быть отнесен к категории мирового кино. Однако Тайвань классифицирует его как китайское производство из-за того, что более половины его главных актеров имеют китайское происхождение.

Мир и нация

Фильм «Раскол» символизирует разделение, выходящее за рамки более широкого китайского сообщества. С одной стороны, Коммунистическая партия Китая использует свое экономическое влияние и политическую власть для установления культурного господства. Между тем, китайцы, живущие за границей, вблизи границ и на периферии, выступают за альтернативный образ жизни.

Начиная с 2017 года, когда в Китае были введены правила, требующие одобрения властей как для внутреннего, так и для международного показа художественных фильмов, все большее число китайских режиссеров сотрудничают с зарубежными партнерами, пытаясь обойти эти новые ограничения.

Сабрина Цюн Юй, профессор кино и китайских исследований в Университете Ньюкасла в Англии, отметила, что неизвестно, получится ли фильм хорошим, — сказала она. — Правила служат в первую очередь стимулом для самоцензуры, а не для фактической цензуры.

Кроме того, недавно введенные ограничения усугубили спад числа независимых кинофестивалей в Китае, тем самым сократив возможности кинематографистов, не связанных с официальной системой, и заставив большее их количество искать возможности за рубежом.

Юй заявил, что цензура существует уже давно, но она становится все более жесткой. Это привело к тому, что многие кинорежиссеры стали рассматривать Тайвань как идеальное место для представления своих фильмов.

В прошлом году на Тайваньский фестиваль было отправлено 276 китайских фильмов, что стало самым высоким показателем с 2018 года — года, предшествовавшего бойкоту Китая. Проще говоря, в прошлом году на Тайваньский фестиваль было отправлено больше китайских фильмов, чем в любой другой год с 2018 года, который был как раз перед тем, как Китай прекратил участие.

Награду за лучший художественный фильм получила картина китайского производства «Неоконченный фильм», рассказывающая историю съемочной группы, оказавшейся на карантине на начальных этапах вспышки COVID-19.

Кроме того, он получил награду за лучшую режиссуру. Лу Йе полностью осознавал последствия, с которыми могут столкнуться китайские кинематографисты, если бросят вызов правительству. Испытав временные запреты на кинопроизводство из-за обращения к таким деликатным темам, как сообщества ЛГБТК+ и продемократические движения, а также отправив свою работу на международные фестивали без предварительного одобрения, он прекрасно осознавал риски.

Как страстный киноман, я с нетерпением ждал, когда смогу посмотреть фильм, который недавно принес ему награду. Однако мне интересно, столкнулся ли режиссер Лу с какой-либо негативной реакцией из-за своей победной работы в прошлом году. К сожалению, через дистрибьютора он решил не давать мне интервью для более глубокого понимания этой интригующей темы.

Ван упомянул, что он и режиссер «Милого друга» Гэн Цзюнь столкнулись с препятствиями со стороны китайских чиновников из-за их участия в Golden Horse Awards. Однако он предпочел не раскрывать подробности этих проблем.

Он заявил, что у властей есть последовательный метод применения наказаний без оставления каких-либо доказательств, и когда они чувствуют, что их доводы неэффективны, они склонны использовать свою власть, прибегая к угрозам.

Мир и нация

Как преданный синефил, я хотел бы поделиться некоторыми мыслями о возможных изменениях в кинематографическом ландшафте Гонконга. Если этот новый закон о цензуре будет принят, он может потенциально отправить любого человека, демонстрирующего несанкционированные фильмы, в тюрьму на срок до трех лет.

Тайваньский фестиваль известен тем, что чествует азиатские фильмы, которые сталкиваются с запретами в своих странах, например, «Революция нашего времени» — документальный фильм из Гонконга 2021 года о продемократических демонстрациях, и «История Южного острова» — малазийский фильм 2020 года, режиссер которого отказался исключить сцены, изображающие традиционный фольклор и духовные верования.

Однако китайские фильмы, вероятно, подвергнутся более пристальному вниманию, поскольку напряженность между сторонами пролива обострилась.

Глава Тайваньского общества кинокритиков Уондер Вэн уже некоторое время выступает за отмену ограничения на китайские фильмы. Однако эта инициатива не набрала большого оборота, в первую очередь потому, что тайваньская аудитория не проявляет особого энтузиазма к фильмам, созданным на материковой части Китая.

В отличие от тех, кто выступает за независимые китайские фильмы, определенная группа на Тайване решительно выступает против любой формы китайского контента, часто рассматривая его как потенциальную пропаганду Коммунистической партии.

«Хотя многие признают эти правила несправедливыми, они, как правило, не придают этому большого значения и не предпринимают никаких действий», — заявил он.

Мир и нация

Китай готовится к эскалации торговой войны с США после прихода Дональда Трампа к власти.

Как вы могли заметить, я слежу за развитием ситуации с кинопоказами здесь, на Тайване. Наше Министерство культуры ясно дало понять, что они все еще оценивают необходимость каких-либо ограничений. Однако крайне важно поддерживать систему, которая позволяет смотреть китайские фильмы здесь, и это обеспечивается фестивальными показами, лотерейной системой и исключениями, когда дело касается наград.

Несмотря на это, Тайвань, где проживает около 23 миллионов человек, предлагает менее перспективные в финансовом отношении возможности по сравнению с Китаем, население которого составляет более 1,4 миллиарда человек.

Как основатель Hooray Films, я заметил, что почти все китайские фильмы, выпущенные на Тайване, не окупаются в прокате. Однако лично я нашел «Незаконченный фильм» захватывающим, и мне не терпелось изучить его потенциальный успех здесь, на Тайване.

Мир и нация

Со временем китайские потребители стали более осторожными в своих расходах. Эксперты предупреждают, что эта тенденция может негативно повлиять на общий экономический рост Китая.

Что касается Вана, продюсер «Милого друга» упомянул, что он думал о том, чтобы представить свой проект на тайваньском фестивале в 2020 и 2021 годах, но он опасался, что это может вызвать проблемы с властями.

На этот раз он почувствовал, что терять ему нечего.

Он заявил, что чрезмерная цензура серьезно повлияла на киноиндустрию Китая, превратив страну в место, где «кинематографисты создают контент, который соответствует предпочтениям правительства».

Как и многие китайские независимые фильмы, «Милый друг» не получил рецензий в жестко контролируемом китайском интернете.

Однако во время церемонии вручения премии Golden Horse Awards на Тайване Ван узнал от своих знакомых в Китае, что китайские социальные сети превратились в спорную территорию: энтузиасты хвалят китайские работы, а цензоры удаляют их комментарии.

К 4 часам утра цензоры победили.

Но Ван был удовлетворен тем, что его фильм, по крайней мере, вызвал некоторую дискуссию в Китае.

По его словам, Тайвань — «последнее место надежды для китайскоязычного кино».

Смотрите также

2025-01-29 13:32