Обзор: «Зеленая граница» — это решительный взгляд на миграционный кризис в Польше, имеющий глобальный резонанс

Как страстный любитель кино, мне выпала честь стать свидетелем множества кинематографических шедевров, которые оставляют неизгладимый след в душе. Среди них «Зеленая граница» Агнешки Холланд выделяется как поразительно мощное свидетельство состояния человечества и разрушительных последствий политических потрясений и социальных волнений.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


В «Зеленой границе» Агнешки Холланд несчастные персонажи живут с усталыми и пустыми глазами. Это тяжелая драма, которая проливает свет на кризис беженцев в Европе, тему, которая также поднимается в блестяще снятых недавних фильмах, номинированных на Оскар, таких как «Бегство» и «Ио Капитано». В фильме эта сложная проблема рассматривается с трех разных точек зрения: опыт семьи мигрантов, группы преданных своему делу активистов и непреклонного пограничника.

Несмотря на одинаковые печальные выражения, цель этих фильмов — показать непостижимые трудности с человеческой точки зрения. Они приглашают нас занять место самых беззащитных в обществе, но что отличает Голландию, так это ее сострадательная линза, охватывающая всех: как угнетателей, так и угнетенных. Каждый персонаж по-своему пострадал от этого кризиса — все они являются жертвами, уязвимыми перед чем-то зловещим, скрывающимся за пределами их поля зрения.

В октябре 2021 года на границе, разделяющей Польшу и Беларусь – границе, обозначающей границу между демократией и диктатурой – начинается фильм в оттенках серого «Зеленая граница». Семья сирийских беженцев во главе с отцом Баширом (Джалал Алтавил) прибывает в Беларусь самолетом. Нетерпеливые, но уставшие, они отправляются в путешествие в Польшу, стремясь воссоединиться с родственником в Швеции. Рядом с ними находится пожилая афганка по имени Лейла (Бехи Джанати Атаи), которая также просит убежища в Европейском Союзе и решила сопровождать семью Башира во время их потенциально сложного путешествия.

Встретив в аэропорту ничем не примечательный фургон, Башир, Лейла и их спутники неожиданно сталкиваются с блокпостом в лесистой местности. Далекий треск выстрелов заставляет их паниковать и бросаться к ограждению из колючей проволоки, где охранники небрежно бросают их вещи, а фургон убегает. Это Польша, по крайней мере, они так думали, но, похоже, местные жители не слишком гостеприимны. Вместо этого их жестоко конвоируют обратно в Беларусь. Никому не нужны эти аутсайдеры, пока они не будут лишены своих финансов; вооруженные люди требуют взяток даже за основные нужды, такие как вода.

Альтернативная версия может быть такой: во второй сюжетной линии фильма мы следуем за Яном (Томаш Влосок), дружелюбным польским пограничником, которым его начальство манипулирует, заставляя поверить, что все беженцы являются потенциальными террористами, планирующими причинить вред Польше. Его командир предупреждает его: «Один промах, и через шесть месяцев в варшавском метро будет взорвана бомба». Пока Башир и его семья отчаянно пытаются спастись бегством, Ян готовится начать новую жизнь со своей молодой женой. Он старается не думать о борьбе беженцев.

Monika Frajczyk in the movie “Green Border.”
(Agata Kubis)

В заключение Холланд представляет персонажа Юлии (Майя Осташевская), польского психиатра, вдовы, которая стремится помогать беженцам в их поисках безопасности. Однако ее друзья не решаются присоединиться к ее делу: один друг, которого называют польским либералом, отказывается одолжить Юлии свой фургон и предупреждает ее: «Что, если они обвинят нас и возложат на нас ответственность?» Ожесточились не только пограничники; даже те, у кого якобы сострадательное сердце, похоже, утратили желание помогать.

Кинорежиссер Агнешка Холланд, известная своими смелыми политическими заявлениями и исследованием таких тяжелых тем, как Холокост в фильмах «Европа Европа» и «В темноте», решительно осуждает нынешний гуманитарный кризис как не менее тревожный. Режиссер, трижды номинированный на «Оскар», которому недавно исполнилось 75 лет, сохраняет яростный гнев и готовность бросить вызов нормам в своей последней постановке «Зеленая граница». Этот фильм критикует жестокое обращение в Польше с мигрантами, вызывая споры и негативную реакцию со стороны польского правительства перед его премьерой в Венеции. Их реакцией было смешное наименование этого явления сродни нацистской пропаганде.

Некоторые правительственные чиновники, которые когда-то были у власти, потерпели поражение на недавних выборах, но «Зеленая граница» остается непоколебимой: суровая реальность, изображающая, казалось бы, невозможную ситуацию. Когда оптимистичная Юлия объединяет усилия с некоторыми страстными молодыми активистами, такими как практический лидер Марта (Моника Фрайчик), они приходят к соглашению с проблемами осуществления перемен. Несмотря на свои благие намерения, беженцы по-прежнему сталкиваются с опасными условиями, не имея возможности переносить тяжелые грузы в безопасное место и находясь под постоянным наблюдением. Они не могут спасти всех. Это вопрос выбора, в каких битвах сражаться, многие из которых они в конечном итоге могут проиграть.

В каждой отдельной сюжетной линии персонажей пронизывает чувство меланхолии, тонко переданное сдержанной игрой актеров. Холланд выбирал актеров, лично связанных с их ролями; Альтавил в реальной жизни является сирийской беженкой, а Осташевска помогала беженцам на границе. Сценарий, написанный Холландом и его соавтором, основан на реальных событиях, однако в запутанном сюжете отсутствуют грандиозные сцены и длинные речи. Точно так же черно-белая кинематография Наумюк передает чистые, неприхотливые образы.

Постоянное чувство — это чувство общего отчаяния и запутанно организованного хаоса гнева, разрушения и смертности. Иногда эти сюжетные линии переплетаются, что приводит к неожиданной драматической иронии, которая сталкивается с грубым, нефильтрованным насилием и хаосом. «Зеленая граница» становится наиболее захватывающей, когда она отдается бессмысленности изображенного мира, поскольку персонажи тщетно борются против более широкой системы угнетения и нетерпимости. В этом изображении Альтавил умело передает страх и панику Башира, в то время как Влосок мастерски фиксирует моральную трансформацию Яна: его соучастие, когда-то являвшееся надежным источником дохода, метастазирует в злокачественный духовный рост, который поглощает его изнутри.

Проще говоря, бесконечное количество Юлий не может решить глубоко укоренившиеся проблемы в обществе. Роман «Зеленая граница» исследует, как обычные проявления трусости и страха усугубляют затруднительное положение мигрантов. Фермер протягивает Лейле руку помощи, но позже предает ее, вызывая полицию. Женщина на рынке категорически против проявления сострадания к беженцам. Это тонкий фанатизм, маскирующийся под интересы национальной безопасности.

Холланд глубоко тронута тяжелым положением Башира и Лейлы, но она воздерживается от изображения их просто как объектов жалости. Вместо этого она подчеркивает тонкие признаки морального пробуждения Яна и его растущее осознание того, что он тоже является расходным материалом, как и мигранты, которых он отсылает. Холланд стремится спровоцировать зрителей усомниться в своей роли в этих злодеяниях, продолжая происходить и побуждая их действовать, а не оставаться пассивными.

В особенно тревожный момент Лейла кричит равнодушным пограничникам: «Почему вы так с нами обращаетесь?» Однако ее вопрос остается без ответа. Отсутствие реакции на польской границе или на любой другой границе вызывает глубокое молчание и осуждение.

Смотрите также

2024-07-18 18:33