«Это во многом выдумано»: рецензия на эпический фильм 61-летней давности от историка

Спустя десятилетия после публикации точность Лоуренса Аравийского проверяется историком. Выпущенный в 1962 году роман Лоуренс Аравийский рассказывает историю английского офицера Т.Э. Лоуренса, который объединил и возглавил враждующие арабские племена во время Первой мировой войны в борьбе с турками. Фильм в свое время получил семь премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм», а Лоуренс Аравийский по праву считается одним из лучших фильмов всех времен.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram

Спустя годы военный историк Дэн Сноу проверяет точность описания Лоуренса Аравийского . В беседе с History Hit Сноу начинает с разрушения «основополагающего мифа» о Лоуренсе Аравийском: нападения на Акабу, которое на самом деле произошло море, а не пустыня.

Сноу продолжает разоблачать множество различных неточностей в фильме, в том числе подробности сражения с верблюдом Лоуренса и недооценку усилий его «арабских коллег». Полную информацию о Snow смотрите ниже:

Это миф об основании Лоуренса Аравийского. Это нападение на Акабу. Это была важная турецкая база. Но все его основные укрепления были направлены к морю, и Лоуренс атаковал его из пустыни со своим арабским соплеменником.

Эта сцена выглядит невероятно, но она в значительной степени выдумана. На самом деле, в этой сцене Лоуренс блестяще выстрелил в затылок своему верблюду. В фильме этого не показано.

Интересно, что, хотя позиционная война, механизированная война, промышленная бойня взяли верх в Первой мировой войне на многих других фронтах, здесь, на Ближнем Востоке, все еще сохранялась мобильность. Еще оставалась возможность совершать кавалерийские атаки, верблюжьи атаки, ездить верхом, наносить удары, когда противник был слаб. И это считалось весьма привлекательным в мире грязных траншейных полей сражений. Это одна из причин, почему Лоуренс так восхваляется в западных СМИ. Потому что еще есть возможность запускать подобные атаки. Это все еще похоже на войну прошлой эпохи.

Вы видите там тот пулемет? Он способен производить 100 выстрелов в минуту. Смертельное, смертоносное оружие. Если бы они ожидали нападения, как показано в этом фильме, они смогли бы отразить эту кавалерийскую атаку, поскольку на Западном фронте было сбито множество кавалерийских атак. Но Лоуренс атаковал с преимуществом внезапности, причем как тактической внезапности, т. е. просто подошли и атаковали. Но также и стратегическая неожиданность: никто не ожидал нападения со стороны пустыни. Они ожидали, что атака будет с моря.

И это был огромный успех. Акаба теперь могла выступать в качестве базы, через которую британцы могли снабжать припасами арабское восстание. И они направляют одно из тяжелых орудий с бронебойными снарядами в море, ожидая нападения британских военно-морских сил, которого так и не последовало. Съемки были кошмаром. Как известно, на производство ушло больше времени, чем Лоуренс провел с арабами во время Первой мировой войны. Это заняло годы. И когда режиссер ездил на съемки в некоторые районы Ближнего Востока, он все еще мог видеть ржавеющие остовы турецких поездов, вагонов, припасов, оставленных там в пустыне.

Позже Лоуренс написал в своем отчете: «По моему приказу мы единственный раз за всю войну не брали пленных».

Они были в ярости от обращения турок с деревней к югу от Дамаска, где были убиты мужчины, женщины и дети, женщины были ужасно изуродованы, и Лоуренс говорит, что он был в такой ярости, что они напали на турецкий отряд и убили всем.

Что мне нравится в этой сцене, так это то, что вы видите людей на верблюдах и лошадях, но вы видите логистику. Вы видите овец, вы видите повозки. Арабская армия была способна выдерживать длительное время в пустыне. Они были экспертами в выживании в этом ужасающем, неумолимом ландшафте. Вы видите, что Турция пытается установить пулеметы, но турецкая колонна быстро окружает их. Здесь интересное применение оружия, у нас есть современные винтовки и пистолеты, вероятно, поставляемые англичанами, но есть и холодное оружие, есть мечи, вероятно, поставляемые племенами.

Лоуренс Аравийский — один из эпических произведений всех времен. Один из самых классических фильмов, когда-либо созданных. Я не думаю, что это особенно точно, это не особенно исторично, с точки зрения деталей, да и роль самого Лоуренса, прославленная в этом фильме выше роли, например, его арабских коллег. Но я считаю, что изображение войны в пустыне, забастовок на железных дорогах, жизни и борьбы во враждебной среде — это фантастически реалистично.

Почему «Лоуренс Аравийский» по-прежнему является огромным кинематографическим достижением (несмотря на его неточности)

«Это во многом выдумано»: рецензия на эпический фильм 61-летней давности от историка

Для фильма, на создание которого ушло так много времени и усилий, несколько удивительно, что Лоуренс Аравийский полон таких неточностей. Тем не менее, похоже, что отклонения в фильме делают его таким, что он затрагивает вопрос, «почему Лоуренс так восхваляется в западных СМИ». То есть Лоуренс Аравийский приукрашивает детали, чтобы превратить Лоуренса в кинематографического героя.

Тем не менее, кинематографический подвиг Лоуренса Аравийского нельзя игнорировать. Независимо от того, точны ли все батальные сцены или нет, фильм опережает свое время благодаря изобретательному использованию 70-миллиметровой камеры. Эта широкоугольная камера позволила режиссеру Дэвиду Лину запечатлеть потрясающие пейзажи, в основном на натуре, за которые Лоуренс Аравийский остается мучеником.

Даже Сноу признал это достижение в своей рецензии на фильм, несмотря на неточности, которые он признает как историк. Историк упоминает, что Лоуренсу Аравийскому понадобилось столько лет, чтобы сделать это, что некоторые утверждают, что «на его производство ушло больше времени, чем Лоуренс провел с арабами во время Первой мировой войны». Этот факт, а также обзорные кадры фильма ясно показывают, какой одиссеей кинематографического искусства был этот фильм. Сноу завершает свою критику Лоуренса Аравийского, признавая статус фильма как «одного из самых классических фильмов, когда-либо созданных», что, безусловно, остается таковым.

Смотрите также

2023-11-27 23:03