Существуют фильмы с леденящим душу эффектом, но эти 10 фильмов заставляли меня чувствовать беспокойство на протяжении всего просмотра

Некоторые фильмы ужасают или расстраивают публику внезапными страхами и непредсказуемыми поворотами сюжета. Однако другие используют иной хитрый подход для того, чтобы нарушить спокойствие зрителей. Они вызывают у нас медленно нарастающий ужас, который незаметно проникает в наше сознание, держа нас в напряжении на протяжении всего просмотра. Благодаря этому более продуманному методу такие фильмы часто остаются запечатлёнными в нашей памяти дольше традиционных ужастиков или триллеров.

🔥 Хватит скучных разговоров! В Криптоклубе крипта обсуждается с драйвом и весельем – как лучшие мемы и горячие идеи в одном флаконе. Присоединяйся!

Влетаем!

Примеры таких фильмов трудно классифицировать, так как они кажутся неспособными вписаться в какой-либо конкретный жанр. Они редко рассказывают о монстрах или проклятиях, но если таковые присутствуют, сверхъестественное используется скорее как метафора для более глубоких и искаженных страхов. Эти истории воздействуют на зрителей по-разному: то, что может вызвать тревогу у одного человека, другого оставит равнодушным. От изображения пугающих образов до ощущения надвигающейся гибели — некоторые фильмы оставляют после себя тревожное беспокойство во время всего просмотра.

Мидсоммар (2019)

Режиссёром является Ари Астер

Есть что-то трагически тревожное в истории травмированной молодой женщины, ищущей семью только для того, чтобы оказаться втянутой сектой, эксплуатирующей ее желание любви и принятия. Вместо темных углов заброшенного особняка действие происходит под слепящим светом дня, обманывая зрителя так же, как секта обманывает Дэни (Флоренс Пью) реальностью ложного счастья. Главная героиня попадает в нисходящую спираль горя с минимальной поддержкой со стороны своего эмоционально отдаленного молодого человека.

Несмотря на идиллическую атмосферу, однако сразу же становится ясно, что под поверхностью скрывается нечто зловещее. Однако все время просмотра я был очарован потрясающими пейзажами и медленным раскрытием тайны. Желание увидеть больше удерживало меня в напряжении, даже когда ощущение беспокойства нарастало по мере того, как мы с Дани погружались глубже в коварную игру культа. Ужасающие события «Мидсоммар» не выходили у меня из головы.

Нам нужно поговорить о Кевине (2011)

Режиссёром является Линне Рамсей.

«Нам нужно поговорить о Кевине» — это психологический спуск в самый страшный кошмар матери, когда она борется с попытками осознать трагические события, приведшие к краху её семьи. Сюжет разворачивается через глаза и воспоминания Евы (Тильда Суинтон), которая постепенно осознает, что её первенец может быть психопатом. К сожалению, почти все вокруг кажутся неспособными распознать злонамеренную сущность Кевина.

На протяжении большей части фильма я чувствовал принуждение переживать внутреннее беспокойство Евы. От страха и вины до надежды и отчаяния мать Кевина оказалась в невероятно сложной ситуации. С подозрением наблюдая за развитием сюжета, который с самого начала обещал быть трагическим, я ощущал нарастающее чувство беспокойства, словно был пойман вместе с Евой в нереальности без выхода. «Нам нужно поговорить о Кевине» — это исключительно хорошо исполненный фильм, но зловещий нарратив вызывает беспокойство, мягко говоря. По этой причине этот захватывающий дух фильм стоит смотреть только один раз.

8. Смешные игры (1997)

Режиссёром является Майкл Ханеке.

Самым тревожным аспектом «Смешных игр» является не просто явная жестокость персонажей, которая сама по себе вызывает беспокойство. Это полное отсутствие причинности в их жестокости и иногда отсутствие барьеров между зрителем и историей. Два главных героя, Пол и Петер, случайным образом захватывают семью заложниками и подвергают их пыткам, но мало что объясняется в их садистском поведении.

Однако фильм не просто жестокое проявление излишнего насилия. Персонажи втягивают зрителя в свою реальность. Ломая четвертую стену и напрямую обращаясь к зрителю, они кажутся обладающими тревожным осознанием присутствия публики, подразумевая, что причины их действий могут находиться внутри нас. Во время моего первого и единственного просмотра я не мог избавиться от ощущения, будто меня пытались сделать сообщником, словно насилие было как-то связано с моей ролью зрителя. Хотя трюк в конечном итоге провалился, он все же оставил меня глубоко неуспокоенным.

7. Меланхолия (2011)

Режиссером выступил Ларс фон Триер.

Я не нашел ни одного другого фильма, который так же эффективно внушил бы мне чувство надвигающейся гибели, как это сделал «Меланхолия» Ларса фон Триера. Картина постепенно усиливает напряжение, затягивая зрителя и создавая тревожную, мрачную атмосферу, которая предсказывает приближающуюся катастрофу. С самого начала персонаж Жюстин олицетворяет глубокое ощущение отчаяния, которое в итоге перекликается с надвигающейся космической катастрофой, ожидающей человечество.

На протяжении большей части фильма я пытался ухватиться за обрывки надежды, которые могли бы убедить меня в том, что мир ожидает лучший исход или хотя бы второй шанс для некоторых. Однако фон Триер отказывается давать утешение, изображая конец всего известного нам как неизбежную и необъяснимую силу. Нет облегчения, искупления или смысла; только сокрушающая конечность неотвратимой судьбы.

Наследственный (2018)

Режиссером является Ари Астер

Ари Астер обладает даром создавать фильмы с пугающим эффектом, которые преследуют вас ещё долгое время после окончания. Здесьдитарий является одним из самых тревожных примеров. То, что начинается как размышление о горе, медленно превращается в нечто более зловещее. Ужасы, терзающие семью в центре сюжета, кажутся неоправданно жестокими, играя на их боли и трагедии. Всё время действия фильма над повествованием нависает мрачная тяжесть, делая каждую сцену похожей на прелюдию к катастрофе.

Завораживающее исполнение роли Анни от Тони Колетте погружает зрителя в её реальность и устанавливает эмоциональную связь. Мне становилось всё труднее отделить себя от той неподдельной тоски и отчаяния, которые испытывает персонаж. Более того, хотя сверхъестественные элементы истории вызывают мурашки по коже, именно страхи и трудности реального мира, символизируемые этими элементами, усиливают ужас, делая повествование, каким бы невероятным оно ни казалось, очень близким зрителю.

Паразит (2019)

Режиссировал Пон Джун-Хо

Никогда в жизни я не смотрел фильм настолько абсурдный и вместе с тем заставляющий задуматься, как «Паразиты», и сомневаюсь, что когда-нибудь увижу такой еще. Шедевр Бонг Джун-хо превзошел все ожидания и предположения, которые могли возникнуть у меня. ‘Паразиты’ — это образец мастерства в создании напряженности и манипуляций, с острой критикой, которая заставляет людей глубоко задуматься над неудобными, но к сожалению неизбежными реалиями, от которых мы предпочли бы отвернуться.

Напряжение в истории нарастает без усилий. То, что начиналось как сатирическая черная комедия, вскоре приобрело более трагический и зловещий тон. Для персонажей фильма практически нет искупления или облегчения. Каждый поворот сюжета ощущается как шаг к проклятию, которое ожидало их большую часть фильма, но это, по сути, уже было частью их жизни. ‘Паразит’ исследует разрушительное воздействие классового разделения, позднего капитализма и экономических диспропорций, показывая вытекающую из них дегуманизацию.

Не говори зла (2022)

Режиссёром является Кристиан Тадруп.

Больше, чем американский ремейк, оригинальная датская версия фильма ‘Speak No Evil’ оставила во мне непоколебимое чувство страха. Этот фильм – комментарий к опасностям позволения злу оставаться безнаказанным во имя сохранения фиктивного чувства социальной пристойности. С момента, как Бьорн, Луиза и их дочь были приглашены в изолированный загородный дом своих внешне обычных хозяев Патрика и Карин, возникает странное чувство дискомфорта.

На протяжении большей части фильма я обнаруживал себя все больше удивленным и временами раздраженным не только отвратительным поведением враждебной пары, но и отсутствием реакции со стороны главных героев. Пока Патрик и Карин становились все более неуравновешенными, гости казались шокирующе равнодушными к продолжающимся нападениям на них самих и их дочь. По мере того как напряжение возрастает, фильм достигает своего наиболее ужасающего финала, оставляя зрителям мало места для спасения.

Реквием по мечте

Режиссёром является Даррен Аронофски.

Может быть, ни один фильм, кроме «Реквием по мечте», не смог передать ужасающую жестокость зависимости с такой мрачной безнадежностью. Хотя этот фильм и нельзя отнести к категории ужастиков, он затрагивает психологический ужас, который трудно игнорировать или забыть. Он может не иметь прыжковых сцен страха или кровососущих вампиров, но все равно скрывает своего собственного страшного монстра — только принимает иную форму, нежели мы обычно ожидаем.

Элементы кошмара в фильме «Реквием по мечте» происходят не из таинственных теней во мраке, а от зловещего присутствия, которое никогда не покидает героев, даже при свете дня. На протяжении всей истории чувство удушающей угрозы и гибели кажется неизбежным, несмотря на предполагаемую свободу воли персонажей. Фильм разделен на три главы, отражающие времена года, однако Аронофски сознательно игнорирует весну, предлагая с горькой цинизмом отсутствие надежды на возрождение от зависимости. Этот фильм оставил глубокую пустоту в моем сердце.

2. Suspiria (1977)

Режиссура Дарио Ардженто

Мастерство Дарио Ардженто 1977 года является одним из самых визуально тревожных хоррор фильмов всех времен. В отличие от множества других ужастиков, которые заставляли меня быть на грани во время всего их показа благодаря психологическому напряжению и ментальным трюкам, ‘Suspiria’ достигает своей цели более физическим, почти примитивным способом. С самого начала первой сцены зритель ощущает себя в ситуации головокружительного воздействия на органы чувств.

Ардженто использует палитру живых красок и тревожные крупные планы, обогащая их захватывающей музыкой для создания увлекательного, но вызывающего беспокойство ощущения дискомфорта у зрителя. Демоническая атмосфера и злобное присутствие непринужденно сочетаются с воздушной невинностью фона — танцевальной академии — где разворачивается ужас. ‘Suspiria’ для меня ощущалась как лихорадочный кошмар, от которого я так и не могла очнуться. Ее неизменная красота и впечатляющие визуальные эффекты гипнотизировали перед экраном, ни разу не давая возможности отвернуться даже в самых страшных сценах.

Человек-муравей (2010)

Режиссёром Том Сикс

Это кажется сюрреалистичным верить в то, что кто-то мог не только придумать, но и воплотить жизнь такой фильм как «Человеческая стопа». Фильм доводит концепцию телесного ужаса до почти комически гротескного предела. Единственная идея — безумный доктор похищает группу невинных туристов для хирургического присоединения их рта к анусу друг друга, чтобы создать человеческую версию центрифуги — настолько же страшна, насколько и отвратительна.

Фильм «Человеческая стопа» был настолько ужасен, что вызвал у меня тошноту. Он превзошел то, что я считал своими пределами, и как многие другие, это фильм, который я никогда больше не буду смотреть.

Смотрите также

2025-03-16 17:09