10 классических черно-белых фильмов ужасов, которые актуальны и сегодня

Многие ужасающие фильмы, снятые до того, как цвет стал нормой в кинопроизводстве, продолжают вызывать тревогу у современных зрителей, доказывая, что жанр ужасов уходит своими корнями глубоко в историю кино. Фильмы ужасов, известные как один из первых и самых захватывающих жанров на экране, уже давно вызывают у зрителей дрожь и напряжение. Хотя сегодня люди обычно сосредотачивают свои обсуждения на классических фильмах ужасов 1970-х и 1980-х годов, существует несколько черно-белых шедевров ужасов золотого века жанра, которые остаются столь же неотразимыми.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


Раньше я считал, что фильмам ужасов старой школы того времени не хватало технического совершенства, которое можно найти в сегодняшних фильмах, из-за достижений в современных технологиях кинопроизводства. Однако, поразмыслив, я теперь ценю новаторские и творческие методы, которые эти пионеры использовали для создания леденящей душу атмосферы и визуальных эффектов. Эти приемы лишь усиливают очарование классического черно-белого кино ужасов. Современные ремейки таких вечных классических фильмов ужасов предлагают свежий взгляд на выдающийся творческий потенциал кинематографистов, которые смогли создать непреходящие шедевры ужасов, несмотря на то, что у них было меньше ресурсов, чем у сегодняшних создателей.

10. Люди-кошки (1942)

Режиссер Жак Турнер

Фильм «Люди-кошки», вечный пример напряжения в кино, остается пугающим даже сегодня. Когда RKO Studios оказалась на грани закрытия, они обратились к Вэлу Льютону. Хотя он еще не был признан известным продюсером, каким мы его знаем сегодня, перед ним стояла задача создать малобюджетный фильм ужасов, который мог бы конкурировать с Universal Movie Monsters на рынке, где они доминируют. «Люди-кошки» были первым проектом Льютона по производству ужасов, и он был настолько впечатляющим, что спас RKO Studios. Кроме того, ему можно приписать популяризацию техники испуга прыжком.

В рамках своего первого совместного проекта режиссер Жак Турнер и продюсер Вэл Льютон создали новаторский фильм «Люди-кошки», который оказал неизгладимое влияние на жанр ужасов. Несмотря на то, что фильм был отнесен к категории B, он продемонстрировал хитрые приемы арт-хауса. Учитывая ограниченный бюджет, они выбрали тонкий подход вместо создания пугающих визуальных эффектов или использования диалогов, которые могли бы уменьшить фактор террора. Вместо этого они умело использовали закадровые элементы, чтобы вселить страх. Кроме того, этот фильм демонстрирует утонченную чувствительность, углубляясь в такие темы, как сексуальные репрессии, и тонко намекая на скрытые темы ЛГБТК, что делает его интеллектуальным исследованием классического кино ужасов.

9. Носферату (1922)

Режиссер: Ф. В. Мурнау

С момента премьеры год назад долгожданный ремейк Носферату с Биллом Скарсгардом в главной роли и режиссером Робертом Эггерсом стал единственной темой для обсуждения среди любителей фильмов ужасов. Кинематографический дебют не разочаровал, превзойдя ожидания многих, а некоторые даже утверждают, что он превосходит оригинал. Однако крайне важно признать гениальность оригинального Носферату. Примечательно, что фильму удалось выжить после того, как суд потребовал уничтожить все копии из-за юридических споров с имуществом Стокера; в противном случае фильмы ужасов, какими мы их знаем сегодня, могли бы получиться по-другому, если бы не влияние Носферату.

На пике немецкого экспрессионизма исполнение Ф. В. Мурнау «Дракулы» Брэма Стокера под названием «Носферату» было новаторским в своем подходе, сочетая декорации фильмов и съемки натурных съемок, чтобы придать чувство реализма пугающему персонажу-вампиру и его знаниям. . Более того, Мурнау и его оператор Фриц Вагнер использовали методы освещения и кадрирования, напоминающие спиритуалистическую фотографию, чтобы придать графу Орлоку зловещее, устрашающее присутствие. Действительно, «Носферату» был ранним примером ужаса, служащего средством социальной критики. Инновационные методы производства, монтажа и повествования фильма навсегда изменили способ создания фильмов ужасов.

8. Вторжение похитителей тел (1956)

Режиссер Дон Сигел

Перезапуск «Вторжения похитителей тел» 1978 года в целом пользуется большей популярностью и часто считается лучшим, чем его первоначальный аналог. Тем не менее, «Вторжение похитителей тел» Дона Сигела имеет значительную ценность в истории кинематографа. Хотя эта связь никогда явно не отмечалась и не поддерживалась теми, кто находился за кулисами, фильм можно рассматривать как глубокий комментарий к общественно-политическим убеждениям на пике эпохи холодной войны. Его можно рассматривать как антикоммунистический или антимаккартистский, в зависимости от того, как интерпретировать борьбу, с которой сталкивается главный герой.

*Кульминационный финал образа Сигела на протяжении десятилетий вызывал споры среди зрителей из-за отсутствия пессимистического удара оригинала.* *Тем не менее, захватывающее изображение разрушительной силы паранойи в фильме сохраняет свою актуальность и силу.* Новаторское применение нуара Методы съемок научной фантастики и ужасов в тот период были новаторскими. Более того, захватывающий центральный роман добавляет неожиданной привлекательности. Это уникальное сочетание жанров делает его одним из самых пугающих фильмов 1950-х годов.

7. Диаболик (1955)

Режиссер Анри-Жорж Клузо

Как киноман, я могу с уверенностью сказать, что если бы Альфред Хичкок оставил нереализованный шедевр, то это был бы «Дьяволик» Анри-Жоржа Клузо. В этой захватывающей истории рассказывается о двух женщинах, которые объединяют усилия, чтобы заговорить и осуществить убийство человека, обидевшего их обоих. Благодаря своему революционному влиянию на жанр триллера, «Дьяволик» остается новаторским фильмом ужасов, который продолжает бросать вызов устоям, изображая мощный союз между женщиной и любовницей ее мужа.

В «Дьяволике» ужас и тайна легко переплетаются, в результате чего получается леденящий душу фильм, основанный на нуаре. Вторая половина фильма демонстрирует исключительные навыки режиссуры ужасов, создавая жуткую, готическую атмосферу, используя нарастающую тревогу и индивидуальные черты персонажей. Хотя двух ведущих женщин связывает крепкая связь, их отношения никогда не выходят за рамки ощутимого напряжения. Примечательно, что Diabolique ввела новшество в детективный жанр, углубившись в процесс расследования, а не сосредоточившись на самом убийстве.

6. Уроды (1932)

Режиссер Тод Браунинг

Один из самых спорных когда-либо созданных фильмов, «Чудики», который был запрещен в Великобритании в течение трех десятилетий и, по сути, ознаменовал конец карьеры Тода Браунинга как режиссера, оказался значительно менее эксплуататорским, чем изначально. воспринято после его выпуска. Учитывая, что фильм был снят до того, как был введен в действие Кодекс Хейса, Браунинг имел полную режиссерскую свободу и использовал приемы создания фильмов ужасов, которые не стали широко распространены в течение многих последующих лет. Он привлек к работе настоящих карнавальных работников и столкнулся с обвинениями в дегуманизации людей с ограниченными возможностями, группы, которую он стремился критиковать через «Freaks», изображая жестокое обращение с ними.

Фильм, действительно, демонстрирует проникновенное понимание своих героев, а общественный резонанс служит иллюстрацией импульсивного суждения. В то время зрители не были привыкли к таким изображениям на экране, и их предубеждения повлияли на негативное мнение о фильме, что привело к его запрету. В настоящее время Чудики» ценятся как фильм, раскрывающий тему людей, восстанавливающих свою индивидуальность, которая ранее использовалась как основание для дискриминации и изоляции.

5. Франкенштейн (1931)

Режиссер Джеймс Уэйл

Одним из первых киногероев, бросивших вызов жанровым нормам, был Франкенштейн, сыгранный Борисом Карлоффом в фильме Джеймса Уэйла 1931 года. Как правило, в фильмах о монстрах фигурируют злодеи, которые сеют хаос и лишены каких-либо достойных восхищения качеств; даже те, которые задуманы как предостерегающие истории, обычно вызывают жалость, но не сочувствие. Однако главный герой «Франкенштейна» выделяется, потому что Карлофф изображает его растерянным ребенком, который лишь позже осознает степень своей силы.

Известные исполнители Франкенштейна Появления в фильмах
Борис Карлофф Франкенштейн, Невеста Франкенштейна, Сын Франкенштейна
Гленн Стрэндж Дом Франкенштейна, Дом Дракулы, Эббот и Костелло знакомьтесь с Франкенштейном
Кристофер Ли Проклятие Франкенштейна
Питер Бойл Молодой Франкенштейн
Джейкоб Элорди Франкенштейн Гильермо Дель Торо

В фильме «Франкенштейн» терроризирует не типичный монстр, а доктор Виктор Франкенштейн, который создает это существо. В фильме сочетаются элементы драмы о взрослении и ужасов, подчеркивая готическую атмосферу. История в первую очередь вращается вокруг трагических встреч существа и людей, особенно эмоциональной сцены с участием молодой девушки. В отличие от стандартного динамичного фильма о монстрах, это переосмысленный фильм ужасов, в котором исследуются темы одиночества и разрушительные последствия безрассудных экспериментов.

4. Седьмая жертва (1943)

Режиссер Марк Робсон

Работа Вэла Льютона в качестве продюсера в RKO Studios породила несколько самых впечатляющих фильмов ужасов, когда-либо созданных, и среди них «Седьмая жертва«, возможно, оставил наибольший след. Этот фильм, хотя и связывает гомосексуальность с сатанизмом, служит основой для обширного жанра фильмов ужасов, где религиозные отклонения часто переплетаются с квир-темами как средство бросить вызов господствующей духовности и ее преимущественно цис-гетеронормативным нормам. Результатом стал навязчиво запоминающийся и нервирующий фильм ужасов.

«Седьмая жертва» выделяется как один из первых фильмов ужасов с полностью развитыми женскими персонажами, позволяющими им выражать свои чувства и действовать соответственно. В этом фильме женщины изображены как влиятельные фигуры, и, поскольку участие мужчин не оказывает существенного влияния на их путь, это можно интерпретировать как феминистскую критику традиционных патриархальных взглядов на женственность. Подобно «Людям-кошкам», в фильме используются тонкие намеки для создания жутких сцен ужасов, которые улучшают общее впечатление от просмотра.

3. Психо (1960)

Режиссер Альфред Хичкок

Несомненно, культовый черно-белый фильм ужасов Альфреда Хичкока «Психо» служит исключительным образцом повествования, совершившим революцию в кино. Благодаря методам быстрого монтажа и одному из самых запоминающихся саундтреков, когда-либо созданных, «Психо» демонстрирует мастер-класс по созданию напряжения и страха, погружая зрителей настолько глубоко, что они чувствуют себя главными героями. Справедливо утверждать, что «Психо», несомненно, является самым впечатляющим фильмом ужасов в истории и представляет собой вершину режиссерского мастерства Альфреда Хичкока.

На рост популярности жанра слэшеров в 70-е годы сильно повлиял фильм «Психо», поскольку он стал пионером многих кинематографических приемов, которые стали синонимами напряжения и ужаса, характерных для этого жанра. Одна особенно запоминающаяся сцена из фильма «Психо» — смерть Мэрион Крейн после душа. Этот образ оказал неизгладимое влияние на кинематограф ужасов и часто считается новаторским шокирующим моментом в истории фильмов ужасов. Эта сцена послужила основой для многих эффектных сцен в последующих фильмах ужасов. Однако, хотя «Psycho» породил собственную франшизу и даже ремейк, версия «Psycho» 1998 года подчеркивает, почему некоторые ремейки могут оказаться ошибочными.

2. Глаза без лица (1960)

Режиссер Жорж Франжю

Очарование человечества идеальной красотой на протяжении веков питало истории и фантазии, одним из недавних примеров стал сатирический фильм ужасов о теле под названием «The Substance», который принес Деми Мур свой первый «Золотой глобус». В том же ключе Глаза без лица Жоржа Франжу также исследуют эту тему, хотя и через призму эксплуатации, рассказывая леденящую кровь историю о докторе, который проводит ужасные эксперименты над женщинами, которых медсестра обманом заставила заботиться о нем. Тревожными визуальными эффектами, вызывающими сильный страх, отвращение и печаль, «Глаза без лица» выделяются среди типичных фильмов-эксплуататоров благодаря использованию кинематографических приемов, обычно связанных с артхаусным кино.

С учетом сегодняшних достижений медицины ремейк фильма «Глаза без лица» мог бы оказаться интригующим. Этот фильм деликатно и глубоко погружается в этические затруднения. Действия доктора, хотя и вызывают сочувствие к его мотивам, отвратительны и резки, что дает понять, почему фильм критикует его за неспособность справиться со своей виной и горем более здоровым способом.

1. Кабинет доктора Калигари (1920 г.)

Режиссер Роберт Вине

В свое время фильм «Кабинет доктора Калигари» стал поистине новаторским, став воплощением немецкого экспрессионистского кино. Он углубляется в самую страшную форму ужаса — недоверие людей к своим чувствам, когда они сталкиваются с загадочными ситуациями, которые они не могут понять. Искаженный взгляд на реальность вызывает пугающие переживания как у персонажей, так и у зрителей, оставляя их дезориентированными и напуганными. Фильм постепенно окутывает ничего не подозревающего зрителя лабиринтом острых углов и неровных краев, заманивая его в ловушку вызывающего страх архитектурного лабиринта.

Резкая разница между светлыми и темными цветами подчеркивает галлюцинаторные сцены и усиливает общее впечатление от фильма. Примечательно, что черно-белый фильм ужасов, снятый более века назад, до сих пор может вызывать такой ужас, не опираясь на современные методы. Это красноречиво говорит о необычайном творческом подходе к созданию и реализации Кабинета доктора Калигари. Его место в истории как одного из самых пугающих фильмов, когда-либо созданных, неоспоримо, и он служит напоминанием о том, что черно-белая эпоха ужасов продолжает оказывать влияние даже сегодня.

Смотрите также

2025-01-12 00:59