10 великих современных фильмов ужасов, которые избегают режиссерского спада

Как любитель кино, я всегда находил увлекательным то, как перспективный дебютный фильм нового режиссёра вызывает высокие ожидания от его последующей работы. Задача состоит в том, чтобы соответствовать или даже превзойти влияние этого изначального шедевра. Даже если первый труд режиссёра не сразу возносит его к славе, есть неоспоримое желание возвысить вторую постановку – более крупные нарративы, звёздные актёрские составы и значительные бюджеты часто становятся инструментами, выбранными ими для утверждения своей значимости. Если им не удаётся оправдать эти ожидания, они могут столкнуться с синдромом второго фильма – творческим препятствием, которое может нанести серьёзный урон как их репутации, так и будущим проектам.

🎁 Кто не любит халяву? Airdrop раздает бесплатные токены так, что пропустить нельзя! Забирай свою порцию удачи.

Лови халяву!

Приятно видеть, что многие режиссеры вновь достигают успеха в своих вторых фильмах, особенно в жанре ужасов. Заметные примеры включают Джордана Пила, Ари Астера и Корали Фаржеат, а также других менее известных, но столь же талантливых кинематографистов, которые создают выдающиеся фильмы. Эти вторые работы показывают, что указанные режиссеры не являются однократными достижениями; они умело избегают ‘второкурсного спада’, расширяя свои сюжеты и рамки, увеличивая интенсивность ужасающих сцен и глубокомысленных психологических элементов.

10. Мы (2019)

Режиссер: Джордан Пил

Изначальная режиссерская работа Джордана Пила ‘Get Out’ вызвала всеобщее одобрение при своем появлении на экранах, получая похвалы от критиков фильмов и поклонников жанра ужасов. Этот уникальный хоррор даже получил номинации на Оскар в нескольких категориях, включая лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий – последний был удостоен этой наградой. Учитывая высокие ожидания, установленные его дебютом, Пил чувствовал дополнительное давление, чтобы создать подобный шедевр со следующей работой. И он действительно это сделал: каждое смелое решение в ‘Us’ было встречено успехом.

В фильме «Нас», режиссёра Пилэ, темы выходят за рамки простой расовой проблемы в Америке и затрагивают классовую систему страны. Персонажи низших слоёв общества (Тетеред) символизируют обездоленных американцев, а их насильственный бунт служит предостережением для привилегированных — если вы продолжаете извлекать выгоду за счёт других, вас ждёт возмездие. Хотя фильм не получил Оскаров и был недооценён, он заслуживал такого же признания, как и «Прочь».

9. Улица страха: Часть первая — 1994 (2021)

Режиссёр: Leigh Janiak

До успеха Лейги Джаника в создании трилогии подросткового слэшера для Netflix по мотивам работ Р.Л. Стайна она уже доказала свое мастерство как режиссер, сняв леденящий психологический научно-фантастический фильм ужасов под названием «Медовый месяц». Этот тонкий триллер принес Джанику признание за умение создавать напряжение и поддерживать неуютную атмосферу. В самой похваленной части трилогии — «Улица страха: Часть первая — 1994», Джаник поднимает мастерство своего хоррор до новых высот и наполняет его частым оттенком черного юмора.

Как страстный поклонник могу заверить вас, что хотя некоторые могут избегать ужасов для подростков, не дайте себя обмануть! Улица Страха изобилует креативными и все более отвратительными убийствами, которые являются отличительной чертой слэшер-фильмов. В отличие от многих других фильмов этого поджанра, Джаньяк умело уделяет время тому, чтобы мы могли установить связь с персонажами, делая их окончательную гибель еще более душераздирающей. Этот молодой режиссер явно демонстрирует выдающиеся способности в повествовании, превосходящие ожидания жанра и возрастной категории.

8. Готов или нет (2019)

Режиссер: Мэтт Беттинелли-Олпин и Тайлер Джиллетт

После успеха в жанре ужасов с несколькими короткометражками, включая выдающееся произведение из антологии фильма «V/H/S», режиссёры Мэтт Беттинелли-Олпин и Тайлер Гиллет (известные также как Radio Silence) начали свою карьеру полнометражных режиссеров фильмом «Дьявольское обязательство». Хотя он привлек умеренное внимание, «Дьявольское обязательство» представляет собой смесь найденного видеоматериала и религиозного хоррора, выполненную мастерски. Примечательно, что этот фильм от Radio Silence не содержит характерной для их других работ юмора, что делает его интригующим началом в их фильмографии.

Другими словами, добавление захватывающих элементов и темного юмора в фильм Беттинелли-Олпина и Гилллетта ‘Ready or Not’ стало ключевым фактором, значительно улучшившим их вторую работу по сравнению с дебютом ‘Devil’s Due’. Эта уникальная смесь ужаса и комедии была недостающим элементом в их режиссерском стиле, что существенно повысило качество ‘Ready or Not’, делая его более цельным кинематографическим опытом.

7. Странность (2024)

Режиссер: Дэмиан МакКарти

Дэмиан Маккарти ворвался в жанр ужасов в 2020 году со своим первым фильмом «Caveat», предложив свежий взгляд на классический сюжет с домами-призраками. Хотя фильм не вышел в кинотеатрах, он нашел свою аудиторию на платформе для фильмов ужасов Shuddeer и продолжает тонко пугать зрителей. Критики обычно положительно отзываются о «Caveat», и многие ждут следующего проекта Маккарти.

В своём втором фильме под названием «Нелепость», режиссёр действительно превзошёл ожидания. Этот фильм рассказывает о массивной деревянной статуе, которая производит тревожное впечатление, особенно когда она оказывается на обеденном столе. Есть намёки на то, что эта статуя может начать двигаться самостоятельно. Вдохновлённая Големом из еврейских легенд, данная скульптура создаёт атмосферу ужаса и занимает место среди наиболее убедительно анимированных декораций в фильмах ужасов после куклы Zuani из «Трилогии Ужаса», машины по имени «Кристина» или проклятого красного платья из фильма «В материи.»

6. Midsommar (2019)

Режиссер: Ари Астер

В своем первом фильме «Hereditary» режиссер Ари Астер представил исключительное произведение, которое было трудно превзойти благодаря своему мощному содержанию и широкой популярности среди кинолюбителей. Во второй своей работе — «Midsommar», Астер решил усилить, интенсифицировать и сделать его еще более загадочным по сравнению с предыдущим фильмом, что принесло впечатляющие результаты. В отличие от «Hereditary», который сильно опирался на скримеры (jump scares) и элементы графического ужаса, «Midsommar» является гораздо более глубоким психологическим фильмом, вращающимся вокруг разрушающегося токсического отношения, происходящего на фоне яркой солнечной природы.

Своими словами Астер охарактеризовал «Midsommar» как «Волшебника из страны Оз для взрослых с темами для взрослых», и легко заметить сходства между путешествиями Дани и Дороти, особенно если сравнить их с версией фильма 1939 года. Обе истории вращаются вокруг отсутствия родителей — общей темы во многих сказках. Разлука Дани отзывается трауром сказок братьев Гримм, тогда как Дороти переживает менее печальное расставание. Однако обе героини жаждут вернуться домой, но для Дани нет дома, к которому можно было бы вернуться, поэтому она ищет новую семью и дом среди Харга.

5. Кукушка (2024)

Режиссер: Тилман Сингер

На мой взгляд, я был действительно поражен первым режиссерским проектом Тильмана Зингера «Луз», мастерски созданным фильмом на скромном бюджете, который предлагает новую интерпретацию традиционных сюжетов о одержимости. Для своего следующего проекта «Куку», Зингер изящно признает влияние Дэвида Кроненберга, особенно фильма «Брод», сплетая совершенно нелепую сюжетную линию. Быстрая подача материала лишь усиливает интенсивность картины. Выдающаяся игра Хантера Шафера в роли главного персонажа Гретчен делает «Куку» одним из лучших хоррор-фильмов 2024 года, почти шепотом рассказывающим свою историю.

Как страстный любитель кино должен сказать, ‘Cuckoo’ забирает первое место по части непредсказуемости и безумия. В отличие от чего-либо другого виденного мною, фильм отказывается следовать традиционным структурам повествования, вместо этого полагаясь на сказочный логический подход к разворачиванию своего сюжета. Временами кажется, будто смотришь яркий мультфильм, где Дэн Стивенс выдает сверхъестественную игру в роли безумного ученого, которая могла бы гордиться любая детская анимационная шоу. Фильм полон жизненной энергии даже в своих самых сложных моментах, делая его уникальным опытом просмотра.

4. The Substance (2024)

Режиссер: Корали Фаргит

В 2017 году Корали Фарже представила себя миру с малозаметным, но критически оценённым фильмом «Месть», предложив сильную феминистическую переоценку жанра фантазий о мести за изнасилование. В отличие от традиционных фильмов в этом поджанре, Фарже избегает подробного описания самого нападения, вместо этого используя его упоминание для создания ужаса без явного изображения. Вместо этого фильм фокусируется на фантастических аспектах последствий этой истории, создавая убедительную и могущественную женскую героиню. «Месть» представляет собой смелый первый шаг в кинематографе, устанавливая высокие стандарты для будущих работ.

Как кинокритик, я должен признать, что Фаргеат значительно повысила ставки своим последним творением «The Substance». Этот сатирический боди-хоррор проникает глубоко в общество, обнажая нездоровое увлечение красотой и молодостью. Звездные выступления Деми Мур и Маргарет Куэлли являются несомненно лучшими в их карьерах, а режиссура Фаргеата добавляет еще один слой похвалы к этому уже признанному фильму. Фильм получил широкое признание не только благодаря талантливому актерскому составу, но и самой режиссерке-сценаристке. «The Substance» даже удостоился оскаровских номинаций в таких категориях как лучший фильм, лучшая режиссура и лучшая актриса (для Мур). Проще говоря, Фаргеат более чем закрепила свой статус выдающейся фигуры современного хоррор кинематографа, которую она несомненно продолжит совершенствовать, расширяя границы жанра и создавая подрывные произведения.

3. Titane (2021)

Режиссер: Джулия Дюкурнау

Действительно впечатляет, когда фильм ужасов может вызвать сильную физическую реакцию у зрителей, что произошло на примере ‘Raw’, смелого дебюта режиссера Жюли Дюкорно. На показе в Торонто в 2016 году некоторые зрители даже потеряли сознание (по сообщению The Guardian) из-за сцен каннибализма, представленных в фильме, что вынудило театр вызвать скорую помощь. Более того, Дюкурно мастерски создала трогательную историю взросления, которая нашла отклик у многих критиков после премьеры.

Во время просмотра второго фильма Джулии Дюкурно ‘Титане’, который завоевал Золотую пальмовую ветвь, не было случаев обмороков среди зрителей несмотря на особенно откровенную сцену в начале. В этой сцене главная героиня Алексия, серийный убийца и роль которой исполнила Агата Руссель, имеет интимное взаимодействие с автомобилем. Этот поразительный, тревожный образ вызывает либо восхищение, либо дискомфорт у зрителя. Те, кто находит эту сцену слишком напряженной и предпочитают прекратить просмотр, теряют возможность насладиться одним из самых оригинальных и эмоционально насыщенных фильмов ужасов тела со времен шедевров Дэвида Кроненберга 80-х годов.

2. Соловей (2018)

Режиссер: Дженнифер Кент

В истории кинематографа «Бабадук» выделяется как один из самых значимых режиссёрских дебютов вне зависимости от жанра. Монстр-титул, созданный Дженнифер Кент, стал таким же иконическим, как существо Франкенштейна или Фредди Крюгер, и неосознанно служит символом гордости геев. Кроме того, фильм является одним из пионеров тенденции «возвышенного ужаса», что вызывает дебаты в сообществе ужасов. Эти фильмы склонны меньше сосредотачиваться на внезапных пугающих моментах и больше на психологическом терроре и дискомфорте, зачастую включая социальные комментарии в свои сюжеты.

Иначе говоря: Вместо типичной ошибки, известной как кризис второго фильма, Кент ловко избегает ужасов и снимает свой последующий фильм «The Nightingale», создавая захватывающую историю мести, которая фокусируется на мрачных реалиях сексуального насилия и колонизации. Хотя картина получила положительные отзывы, она не достигла такого же уровня успеха, как «Бабадук», возможно из-за своего графического содержания и более тяжелого общего настроения. К сожалению, это означает, что многие зрители пропустили исключительно качественно снятый фильм с глубоким и впечатляющим кинематографическим опытом.

1. Я видел телевизионное сияние (2024)

Режиссер: Джейн Шёнбрун

Будучи страстным защитником создания низкобюджетных фильмов ужасов, могу уверенно заявить: благодаря своему первому полнометражному фильму «We’re All Going to the World’s Fair», Джейн Шенбрун продемонстрировала, что режиссерам не обязательно иметь огромные ресурсы для создания впечатляющего и захватывающего кино. Используя веб-камеры и компьютерные экраны в качестве основного материала повествования, она мастерски демонстрирует исключительный талант к созданию экономичных историй, вызывающих холодящее психологическое напряжение. Фильм получил высокую оценку критиков, утвердив Шенбрун как уникальную и убедительную фигуру в мире кинематографа.

В своём следующем фильме ‘Я видел свет телевизора’, Шёнбрун снова демонстрирует свои таланты. На этот раз производство имеет больший бюджет и более широкую дистрибуцию благодаря A24, однако сохраняет независимый дух предшественника. После выхода фильм получил восторженные отзывы: Мартин Скорсезе сам назвал его ‘эмоционально и психологически мощным и невероятно трогательным’. Этот похвальный отзыв от известного режиссёра безусловно подчеркивает выдающиеся достижения Шёнбруна. Не только ‘Я видел свет телевизора’ является одним из лучших фильмов ужасов 2024 года, но также входит в число самых впечатляющих лент всего года.

Смотрите также

2025-03-26 12:40