7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Важно отметить, что хотя «Гладиатор» — развлекательный и знаковый фильм, он допускает значительную творческую вольности с историческими фактами. В фильме показаны некоторые неточности:


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


Реальные фильмы, такие как «Гладиатор», не всегда на 100% соответствуют истории. Историческая достоверность фильма «Гладиатор», получившего несколько «Оскаров» в 2000 году, стала предметом многочисленных споров из-за его художественных элементов. Например, для драматического эффекта были изменены главный герой, судьба злодея и даже военные и гладиаторские бои в Древнем Риме. Несмотря на наличие команды, занимающейся исторической достоверностью, некоторые аспекты все же вызывают обеспокоенность среди этих экспертов. Режиссер Ридли Скотт позволил себе значительную творческую вольность в отношении реальных событий, произошедших в Римской империи того времени.

В фильме «Гладиатор», хотя некоторые сцены могут отличаться от исторических фактов, фильм черпает вдохновение из подлинных аспектов древнеримской жизни. Персонаж Максимус создан не по образцу конкретной исторической фигуры, а скорее на основе различных рассказов о реальных гладиаторах и их опыте. Режиссер Ридли Скотт опустил некоторые исторические истины ради признания публики, например, практику гладиаторов, рекламирующих продукцию до и после боев — реальное историческое событие, которое Рассел Кроу считал «не имеющим отношения к современным зрителям» (как сообщается в Variety).

Насколько «Гладиатор» был исторически точен

1: Символ свободы

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Как энтузиаст истории и страстный поклонник древнеримской культуры, я нашел в фильме персонажа Проксимо особенно интригующим. Его рассказ о том, как гладиатор мог получить свободу, нашел отклик у меня благодаря своей исторической точности.

Предыстория Проксимо придает глубину и сложность изображению его персонажа. Поначалу он производит впечатление разочаровавшегося человека, считающего человеческое существование мимолетным и незначительным. Учитывая его прошлый опыт жизни в обществе, где смерть была всего лишь зрелищем, неудивительно, что он придерживается такой точки зрения. Этот исторический нюанс сохранится и в предстоящем продолжении «Гладиатора 2», где будет представлен еще один порабощенный гладиатор, получивший свободу.

2: Марк Аврелий, Человек

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Во время своего правления с 161 по 180 год нашей эры Марк Аврелий был известен как превосходный правитель. Он разделил власть с Луцием Вером, в то время мужем своей дочери, но пользовался большим уважением за свою компетентность, здравый ум, справедливость и темперамент. Фильм «Гладиатор» точно изображает эту версию Аврелия, несмотря на некоторые творческие вольности в отношении некоторых аспектов его правления.

В фильме, хотя Аврелий играет второстепенную роль, его персонаж играет центральную роль в повествовании. Зрителям крайне важно осознать его авторитет как правителя до его кончины. Ричард Харрис впечатляюще изображает Аврелия, передавая почтение и мудрость, которыми он обладал во время своего правления. Это проявляется в его инструкциях Максиму о справедливом управлении и его опасениях по поводу Коммода, которого он рассматривает как потенциальную угрозу Риму.

3. Социальный статус гладиаторов в Риме

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Как гладиатор, я могу сказать вам по опыту, что наша жизнь была далека от гламурной. Вопреки распространенному мнению, многие римляне считали нас не прославленными героями, а скорее одноразовыми артистами. Мы боролись не за славу или богатство, а за выживание. Высокая цена этих сражений означала, что большинству гладиаторов приходилось сдаваться во время боя, если они хотели выжить и сражаться еще один день.

В отличие от типичных гладиаторов в фильме, Максимус выделяется как любимец публики. Фильм подчеркивает эту уникальность, подчеркивая его необыкновенную способность завоевывать расположение людей. Этот аспект добавляет повествованию интригующее измерение аутсайдера. Стоит отметить, что настоящие гладиаторы включали в свои выступления рекламу продукции, а эту деталь Ридли Скотт решил исключить из «Гладиатора».

4: Война в Германии

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

В «Гладиаторе» было одно из самых потрясающих и интуитивных вступлений к классической эпопее, когда-либо снятой: масштабная битва между римской армией и германскими ордами. Снятый в резкой и жестокой манере, этот эпизод помещает зрителей прямо в середину битвы, чтобы они почувствовали грубый песок, грязь и кровь. С исторической точки зрения предположение о том, что Римская империя вела длительную войну с германскими племенами, является верным. Марк Аврелий провел последнюю часть своего правления, охраняя северную границу, пытаясь сдержать германские племена.

Начальная сцена битвы в «Гладиаторе» служит нескольким целям, помимо простого волнующего начала фильма. Это играет решающую роль в представлении Максимуса как компетентного военачальника и грозного воина. Наблюдение за ужасными реалиями поля войны готовит его к последующим испытаниям на гладиаторской арене, позволяя ему использовать свои навыки командира и использовать их для достижения успеха.

5: Характер Максимуса

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Вымышленный персонаж Максима Децима Меридия глубоко укоренен в историческом контексте Древнего Рима. Во времена кризиса римский сенат выбирал одного человека, который возглавил бы их защиту, намереваясь, чтобы он отказался от власти, как только опасность минует. Легенда гласит, что сенат обратился к не кому иному, как к Луцию Квинкцию Цинциннату с просьбой подавить силы противника. Всего за 15 дней Цинциннат сумел устранить угрозу и впоследствии вернулся к своей скромной фермерской жизни. Упорное сопротивление Максима захвату власти в Риме перекликается с сопротивлением известного римского полководца Цинцинната.

Необыкновенный образец для подражания из реальной жизни создает вдохновляющую основу для образа Максимуса. Несмотря на героические качества Максимуса, в его личности есть острый аспект: он жаждет покинуть царство насилия, но оказывается, что его неоднократно тащат обратно из-за его исключительных воинских навыков.

6: Вражда между преторианцами и Легионом

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Служба безопасности римского императора и сборщики информации, известные как преторианская гвардия, выполняли уникальные функции, которые отличали их от обычных солдат-легионеров. В то время как легионеры были отправлены на фронты на окраинах Империи, преторианцы наслаждались комфортом и безопасностью Рима. Такая договоренность вызвала негодование среди простых солдат, которые с презрением относились к своим преторианским коллегам.

В фильме «Гладиатор» антагонистические отношения между Максимусом и его врагами основаны на исторической правде. Это напряжение особенно проявляется, когда Максимус ускользает от казни на Севере, насмешливо называя одного из нападавших «преторианцем». Это различие добавляет сцене аутентичности; Зрителям было бы неприятно видеть, как Максимус, изображенный как могущественный полководец, убивает своих преторианцев во время своего побега.

7: Верность Легиона

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Максимус передал Гракху: «Позволь моим солдатам стать свидетелями моего выживания, и ты узнаешь, чья преданность им дорога». Римские легионы славились своей непоколебимой преданностью своим командирам, и этот факт прекрасно изображен в фильме «Гладиатор». Это глубоко укоренившееся чувство товарищества и преданности среди солдат, сражавшихся бок о бок за Империю, широко документировано на протяжении всей истории. Более того, римские генералы обладали значительной властью в обеспечении того, чтобы их войска получали награды после выхода на пенсию, такие как земельные гранты, пенсии или распределение военных трофеев.

Генерал Максим, который делил трапезу со своими солдатами, спал в одном помещении и сражался вместе с ними, вызывал глубокое восхищение и яростную защиту до самого конца. Эта его черта сыграла важную роль в формировании его личности как гладиатора. В отличие от других бойцов, которые в первую очередь сосредоточивались на собственном выживании, Максимус демонстрировал уважение к своим товарищам, способствуя их единству и тем самым повышая их шансы выжить в боях.

Исторические неточности в «Гладиаторе»

1: Существование Максимуса

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

В фильме «Гладиатор» Рассел Кроу блестяще воплотил образ Максимуса. Сюжетная линия вращается вокруг борьбы, горя и триумфов Максимуса, которые уходят корнями в мир, который когда-то возвысил его, но позже бросил в безвестность, когда счел нужным. Несмотря на захватывающее повествование Максимуса, важно признать, что этот персонаж — художественное произведение, полностью придуманное для фильма. Исторические записи не упоминают такого человека. Голливуд часто использует эту технику, чтобы предоставить зрителям понятную и последовательную перспективу на протяжении всей истории.

Как большой поклонник «Гладиатора», я могу вам сказать, что этот эпический фильм переносит нас во времени, в Древний Рим с захватывающими дух деталями, еще более ярко оживляя оригинальную историю Максимуса. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на реальных исторических гладиаторов, как это сделал Стэнли Кубрик со «Спартаком», создатели «Гладиатора» решили создать своего собственного уникального и захватывающего героя в лице Максимуса. Таким образом, они смогли рассказать захватывающую историю, не ограниченную историческими фактами, что сделало Максимуса незабываемой и влиятельной фигурой на киноэкране.

2. Присутствие христианства в «Гладиаторе»

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

В фильме «Гладиатор» есть тонкий намек на то, что христианство обладало значительной властью в изображенный период времени. Эта идея тонко передается в различных сценах, в первую очередь в диалоге между Лусиллой и Максимусом, где она ссылается на частную молитву. Однако исторически это изображение неверно. На том этапе существования Римской империи христианство не было распространено в такой степени, поскольку оно приобрело широкое влияние лишь столетия спустя, в 380 году нашей эры. В отличие от фильма, Лусилла придерживалась бы римских религиозных обрядов, и христианство еще не властвовало бы над Империей.

Включение христианства в повествование может придать аудитории ощущение глубины и значимости, однако такое изображение вводит в заблуждение. Религия не оказывает существенного влияния на сюжетную линию фильма или развитие персонажей. Также вполне вероятно, что исторические неточности в отношении религии в фильме не оказывают существенного влияния на сюжет.

3: Оружие войны в тот период времени

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Как энтузиаст истории, я заметил, что исторические фильмы часто допускают творческую вольность в отношении мелких деталей, но те, кто хорошо разбирается в предмете, могут легко выявить эти отклонения. Одна из областей, где это особенно очевидно, — это изображение оружия. В своем стремлении создать захватывающие и визуально ошеломляющие сцены режиссеры иногда заимствуют оружие из совершенно разных периодов времени. Например, в эпической начальной сцене битвы «Гладиатора», происходящей в Германии, демонстрируются большие пусковые установки для дротиков и катапульты. Хотя это оружие может добавить зрелищности этому эпизоду, исторически говоря, в ту эпоху оно не использовалось.

Как энтузиаст истории, я бы перефразировал это так: в ту эпоху это было не переносное оружие для боя в лесных районах, а скорее неподвижные укрепления, использовавшиеся в оборонительных целях во время осад. Их появление в первой схватке добавляет грандиозности и подчеркивает значительное технологическое преимущество римской армии над германскими коллегами. Тем не менее, эти незначительные неточности вряд ли умаляют влияние этой сцены на общую картину вещей.

4. Марк Аврелий запретил гладиаторские бои

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

В игре «Гладиатор» я обнаружил, что император Марк Аврелий якобы запретил гладиаторские бои, основываясь на рассказе Антония Проксимо. Люди хвалили его за мудрость, принявшую такое решение. Однако на самом деле Маркус не был поклонником кровавых зрелищ, но поддерживал их из-за их огромной популярности. Чтобы сделать его менее смертоносным для порабощенных бойцов, он забрал острые лезвия и заставил их использовать вместо них тупое оружие. Эта трансформация превратила гладиаторские бои в более спортивные соревнования, чем жестокие сражения насмерть. Удивительно, но это изменение оказалось полезным для империи, поскольку Маркус использовал этих обученных воинов в первой Маркоманской войне.

В фильме возражение Маркуса против жестокости гладиаторских состязаний подчеркивается как средство подчеркнуть контраст между ним и его сыном Коммодом. Взойдя на престол, Коммод решает возобновить гладиаторские игры. Он мог бы добиться этого, вновь введя в матчи летальное оружие, но вместо этого его возобновление игр после перерыва послужило важной политической цели. Тем самым Коммод успешно завоевал расположение населения.

5: Большой палец вверх/вниз

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

В исторических фильмах, изображающих батальные сцены, таких как «Гладиатор», есть множество моментов, которые привлекают зрителей высокими ставками и захватывающими мотивами. Один из методов, который использует эта постановка, — это включение эпизодов, в которых жизни бойцов на арене зависят от зловещего Коммода Хоакина Феникса, поднимающего или опускающего большой палец в знак одобрения. Однако существует мало исторических данных, подтверждающих, что такие точные жесты имели место.

Распространенное заблуждение проистекает из картины Жана-Леона Жерома под названием Pollice Verso, на которой изображены римские гладиаторы и зрители, причем последние показаны жестом вниз большим пальцем, сигнализирующим о смерти побежденного гладиатора. Эта сцена особенно примечательна. изображен в фильме и является знаковым представлением бездушного отношения Коммода к жизни и смерти. Это подчеркивает его удовольствие от обладания такой властью над другими. Однако эта сила в конечном итоге используется против него, поскольку толпа вынуждает его предоставить Максимусу выживание, в результате чего Коммодус неохотно показывает большой палец вверх.

6: Лусилла и Коммод

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Как большой поклонник «Гладиатора», я бы описал Лусиллу как уважаемую фигуру в римском обществе, глубоко заинтересованную в благосостоянии империи. Ее бурная связь с братом Коммодом является ключевым аспектом фильма. Вопреки некоторым предположениям, нет конкретных доказательств того, что Коммод испытывал какие-либо любовные чувства к Лусилле. Покушение на его жизнь было прискорбным инцидентом, но их отношения не питались романтической подоплекой.

Вполне вероятно, что создатели фильма черпали вдохновение из пресловутой репутации Рима как экстравагантной, морально обанкротившейся и декадентской империи при создании скандальной сюжетной линии сценария. Однако эта конкретная деталь является вымышленным произведением, не имеющим никакой исторической основы. Этот интригующий сюжет не только демонстрирует садистскую натуру Коммода, но и подчеркивает его глубоко укоренившуюся эмоциональную потребность в привязанности, которой его отец игнорировал на протяжении всей своей жизни. Более того, это добавляет глубины характеру Лусиллы, поскольку она борется с опасными последствиями действий своего брата.

7: Римская демократия

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Как геймер, погруженный в историю Древнего Рима, я хотел бы поделиться альтернативным взглядом на утверждение Гракха о том, что «Сенат — это народ». Хотя на первый взгляд это утверждение может показаться прогрессивным, оно содержит некоторые неточности. По правде говоря, римский сенат состоял в основном из представителей самых выдающихся семей Рима.

В «Гладиаторе» этот важный сдвиг – возвращение власти от Коммода сенату – является поворотным моментом. Это разоблачение, если бы о нем стало известно, принесло бы пользу только самым богатым гражданам и лишило бы фильм триумфального завершения для Максимуса.

8: Коммод, Человек

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Коммод предстал в роли сумасшедшего антагониста в фильме «Гладиатор», но его истинный характер был еще более экстравагантным. Фильм лишь затронул поверхность его разврата. Захватив контроль, он дерзко переименовал Рим в «Колонию Коммод», отражая пик мании величия. Его недели были полны чрезмерных поблажек, подобных привычкам Калигулы. К сожалению, историки не проявили милосердия, зафиксировав его действия, запятнавшие его наследие.

Хоакин Феникс в «Гладиаторе» представляет образ Коммода, излучающий атмосферу изнеженного и высокомерного молодого человека, возможно, вдохновленный историческими фактами. Тем не менее, он больше всего сияет как антагонист в этой истории. В фильме подчеркивается его дикая жажда насилия и беззаботное правление на посту императора, что согласуется с повествованием Максимуса и отличает Коммода от его отца.

9: Смерть Марка Аврелия и Коммода

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

Марк Аврелий был одним из величайших императоров Рима, последним из «пяти хороших императоров» династии Антонинов и исторически известен как платонический король-философ своими работами по стоической философии. Хотя то, как его задушил сын Коммод, представляет собой захватывающую драму, сцены убийства в Гладиаторе на самом деле не было. Настоящий Марк Аврелий умер естественной смертью.

Я эксперт по римской истории и буду рад поделиться некоторыми мыслями о Коммоде, история которого отличается от экстравагантного изображения в фильме. Вопреки распространенному мнению, Коммод встретил свой конец не через грандиозное зрелище, а от рук своего собственного спарринг-партнера. Этим человеком был не кто иной, как Нарцисс, грозный борец. Я нахожу удивительным то, как история показывает, что Нарцисс был частью заговора с целью заменить эксцентричного Императора, подкупив его и заняв его место. Какой поворот в сказке!

Хотя в фильме эти смерти неточны, понятно, почему они были включены. Убийство отца Коммода ознаменовало начало падения Коммода к злодеяниям, вызванного его ревностью к Максимусу. Это привело к их неизбежному столкновению, кульминацией которого стала роковая встреча на гладиаторской арене. Кончина Коммода отрадна, поскольку он изображал себя воином, но в конечном итоге встретил свой конец в страхе и поражении от рук настоящего воина.

Будет ли «Гладиатор 2» исторически точным?

История Луция Вера II будет по большей части вымыслом

7 причин, по которым «Гладиатор» был исторически точным (и 9 причин, в которых это не так)

На естественном и доступном для чтения языке.

В фильме появляются два настоящих императора: Каракалла, которого играет Джозеф Куинн, и Гета, которого играет Фред Хечингер. Исторически Гета распространяла гражданство на всех свободных людей. В сюжете присутствует вымышленный элемент, поскольку Люциус изображен содействующим этому важному историческому акту.

Проблема с «Гладиатором 2» возникает в связи с историческим фактом, что Луций Вер II, потенциальный преемник, на самом деле скончался в нежном возрасте. В первом фильме Люциус изображен мальчиком (Спенсер Трит Кларк). Однако настоящий Люциус умер намного моложе, чем изображено, оставив брешь в линии преемственности. Большинство других детей Лусиллы также безвременно скончались при загадочных обстоятельствах. Если бы Луций выжил, он был бы следующим в очереди на трон; к сожалению, это было не так.

На самом деле Лусилла встретила свой конец изгнанием и казнью из-за неудачного заговора против Коммода. Следовательно, личности, представлявшие угрозу трону Коммода в историческом контексте, не были напрямую связаны с сюжетом фильма «Гладиатор».

Смотрите также

2024-06-29 21:08