Прорывной фильм Клинта Иствуда оказался копией легендарной самурайской эпопеи

Хотя именно «За пригоршню долларов» Клинт Иствуд стал звездой, нельзя отрицать, что этот фильм очень напоминает ранее вышедшую самурайскую эпопею «Ёджимбо». До «Пригоршни долларов» Иствуд получал постоянное признание благодаря телевизионным шоу, таким как «Сыромятная кожа», и играл второстепенные роли в фильмах. Однако фильм «За пригоршню долларов» ознаменовал его дебют в качестве главного актера в полнометражном фильме и стал поворотным моментом в его карьере. Успех «За пригоршню долларов» проложил путь к жанру спагетти-вестерна, вдохнув в него новую жизнь и заложив основу для некоторых из его самых известных постановок.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


Еще до выхода «За пригоршню долларов» шедевр Акиры Куросавы «Ёджимбо» приобрел огромную популярность в Японии, а затем оставил свой след во всем мире. Оба фильма имеют безымянного главного героя и имеют поразительное сходство сюжетов, что привело к тому, что Toho, продюсерская компания «Йодзимбо», подала в суд на Серджио Леоне, режиссера «За пригоршню долларов». Однако, несмотря на очевидное сходство, оба фильма сами по себе представляют собой замечательные произведения кино. Их влияние на кинопроизводство продолжает ощущаться и сегодня, демонстрируя, что даже похожие истории могут давать разные (и выдающиеся) результаты.

«Ёджимбо и пригоршня долларов» — по сути один и тот же фильм

Ёджимбо и За пригоршню долларов имеют один и тот же сюжет и имеют очень похожих главных героев.

Между «Ёджимбо» и «Пригоршней долларов» существует множество структурных и тематических параллелей, что привело к судебному иску со стороны создателей первого. В обоих фильмах неназванный главный герой, бродяга с тревожным прошлым, попадает в город охвачен криминальными элементами. В то время как Сандзюро Кувабатаке, ронин из Ёджимбо, сталкивается с раздробленной бандой якудза, «Человек без имени» Клинта Иствуда встречает две конкурирующие семьи контрабандистов в «Пригоршне долларов». Оба персонажа предпочитают создавать проблемы ради собственной финансовой выгоды, манипулируя ситуациями, чтобы обострить конфликт между преступными группировками, используя обман и хитрые тактики.

Несмотря на свою антигероическую природу, оба персонажа проявляют проблеск человеческого сострадания, когда помогают женщине и ее семье бежать от одной из банд, притворяясь, что присоединились к ним. Пойманный и подвергшийся жестокому обращению за этот поступок, главного героя спасает местный гробовщик, с которым они ранее подружились. После этого они снова появляются в городе, чтобы противостоять победителю в возникшей войне банд, в конечном итоге уничтожая последних преступников. Поскольку их места действия чередуются между Диким Западом и миром самураев, общие черты настолько поразительны, что возникла необходимость в судебном иске.

Оба персонажа проявляют немного доброты, помогая женщине сбежать от опасной банды, но в конечном итоге подвергаются за это пыткам. Их спасает местный друг, который делает гробы. Позже они возвращаются в город, чтобы уничтожить победителей войны банд, и уходят, закончив свои дела. Сходство между историями, действие которых происходит на Диком Западе, и во времена самураев было настолько заметным, что пришлось подавать иски.

Yojimbo успешно подал в суд на горсть долларов за нарушение авторских прав

«Я только что имел возможность посмотреть ваш фильм. Это очень хороший фильм, но это мой фильм».

Акира Куросава, директор Ёдзимбо, постоянно исследовал темы упадка и социальных потрясений в Японии после Второй мировой войны. Фильм Ёдзимбо представляет собой прямую конфронтацию с банальными злодеяниями, которые люди могут совершать ради богатства и власти. Когда он дебютировал в 1961 году, он стал огромным хитом, а его влияние нашло отклик во всем мире, как признает Акира Куросава Ньюс. Это влияние было особенно очевидно в произведении Серджио Леоне За пригоршню долларов, выпущенном в Италии в 1964 году. Однако важно отметить, что Серджио Леоне, по сути, воспроизвел Ёдзимбо без одобрения Куросавы, факт, который не упустил из виду режиссер Ёджимбо.

После просмотра фильма Леоне Куросава написал письмо, в котором говорилось: «Я только что посмотрел ваш фильм, он великолепен, но такое ощущение, что это моя собственная работа. Поскольку Япония является участником Бернской конвенции о международном авторском праве, вы мне в долгу». Хотя Леоне утверждал, что другие истории оказали такое же влияние на За пригоршню долларов, он урегулировал иск во внесудебном порядке. В результате Куросава и Тохо получили 15 % всех доходов от За пригоршню долларов. Это соглашение оказалось для Куросавы весьма выгодным, поскольку благодаря успеху фильма оно принесло ему солидную сумму денег.

И Йоджимбо, и пригоршня долларов зачислили в счет целые франшизы

Безымянный Ронин и Человек без имени вернутся (и вернутся)

Достижения «Ёджимбо» и «За пригоршню долларов» породили дополнительные фильмы, посвященные их персонажам, демонстрируя, что копии могут процветать рядом с оригиналами. В частности, успех «Ёджимбо» привел к появлению «Санджуро», сиквела 1962 года, где наш безымянный ронин обретает новую личность в новом городе и сотрудничает с группой самураев, чтобы защитить своего местного лорда. Точно так же успех «За пригоршню долларов» проложил путь к появлению новых фильмов о «Человеке без имени», укрепив статус Клинта Иствуда как иконы киноэкрана в фильмах «Еще на несколько долларов» и «Хороший, плохой, злой».

В своих жанрах оба фильма, «Ёджимбо» и «За пригоршню долларов», стали культовыми, оставив неизгладимое влияние на многие десятилетия спустя. Творческая сущность «Ёджимбо» существенно повлияла на жанр вестерна, что проявляется в различных произведениях, таких как «Звездные войны» и «Субботним вечером в прямом эфире». Примечательно, что «Человек без имени» вызвал волну «спагетти-вестернов», способствовав возрождению всего жанра в 1960-е годы. Несмотря на их сходство, своевременный успех этих фильмов в начале значительных культурных сдвигов в 60-х годах сделал их исключительно влиятельными и решающими в истории кино.

Что лучше: Ёджимбо или горсть долларов?

Пригоршня долларов помогла Иствуду добиться больших высот, в то время как Йодзимбо остается классикой

И «Ёджимбо», и «За пригоршню долларов» — исключительные фильмы, каждый из которых демонстрирует уникальные варианты образа антигероя, которые сохраняют тревожную остроту, но намекают на моральный центр. В фильмах эффективно используются различные декорации, чтобы углубиться в темы послевоенной коррупции, как это задумали их режиссеры. Что отличает эти фильмы, так это грубое и неотшлифованное изображение насилия, с перестрелками и боями на мечах, лишенными сложной хореографии, характерной для более поздних постановок. Жестокий характер насилия в обоих фильмах подчеркивает циничный характер и правила мира каждого фильма.

Другими словами, фильм «Ёджимбо» значительно улучшен благодаря отличительному стилю Куросавы. Это придает фильму более глубокое чувство трагедии и юмора: Тоширо Мифунэ изображает ронина в самоуничижительной, но смелой манере, тонко раскрывающей его героическую натуру. Коррупция также играет более заметную роль в Йоджимбо, учитывая его мрачный и циничный фон и характеры. Хотя личный вкус может привести к тому, что некоторые отдадут предпочтение вестернам самурайским фильмам, «Пригоршня долларов» послужила отличным началом для Иствуда, а сильные стороны «Ёджимбо» делают его вечным шедевром в своем жанре.

Классические фильмы о самураях «Ёджимбо» и «Санджуро», созданные Акирой Куросавой, теперь доступны в коллекции Criterion Collection.

Смотрите также

2025-01-11 16:58