Критика «Голландца»: меня полностью потряс фильм Андре Холланда, но мета-твист не убедил

В фильме «Голландец» мы познакомимся с Клей (Андре Холденом), человеком столь же гибким и приспособляемым, как его имя подсказывает. Однако его жена Кая (Зази Битц) изменяла ему, и она кажется нерешительной на сессиях психотерапии. Тем не менее, Клей продолжает посещать сеансы, хотя остается неясным, действительно ли он хочет быть там или вместе с ней. Их терапевт доктор Амири (Стэфен Маккойнли Хендерсон) кажется мало заинтересованным в состоянии их отношений.

⚡ Забудь про скучные цифры! ФинБолт покажет, как инвестиции могут быть простыми и веселыми. Готовься смеяться и зарабатывать!

Влетаем!

Вместо этого Амири, носящая то же имя, что и автор пьесы, кажется глубоко погруженной в мысли о Клэе, находя баланс между двумя разными жизнями. Одна жизнь включает ежедневную поездку домой в деловом костюме на метро и организацию сбора средств для политической кампании друга из Гарлема, создавая образ респектабельности. Вторая жизнь подозревается в том, что скрыта под его спокойным фасадом, как предполагает Лула (в исполнении Кейт Мара), женщина, с которой Клэй встречается в метро.

Голландский — тревожный триллер

Это адаптация и метатекстуальное исследование оригинальной пьесы.

Фильм «Голландец» вдохновлён пьесой Амири Барака 1964 года с таким же названием, но, подобно терапевту, принявшему имя автора, он исследует свои источники материала с метатекстовой точки зрения. Практически пьеса выступает в качестве персонажа в фильме, а терапевт — как автор. Главный герой Клей похоже невольно оказался вовлечённым, и неясно, сколько контроля он имеет над тревожной ситуацией, в которую попал. Это довольно мрачное положение.

В легком и бесшовном стиле: Лула занимает место рядом с Клеем в поезде метро и начинает игриво дразнить его, как только они усаживаются, легко трогая его ногу и грудь, подразумевая, что она уже хорошо разбирается в его жизни. Она кажется привидением, идеальным воплощением искушения, с ярко-красными волосами, отчаянно-красной губой и эбеновыми ногтями. Что ещё, она достаёт из своей сумки алый яблоко, нарезает его ножом и соблазнительно ест, пока Клей смотрит на нее. Однако, когда эти методы не оказывают влияния на Клея, который просто пытается удержать свой фокус где-то ещё, Лула переключается на много более темный уровень взаимодействия.

Она насмехается над этнической принадлежностью Клея. Она использует своё белое привилегированное положение, чтобы утверждать доминирующую роль как в общественных, так и в личных ситуациях. Она его очаровывает, но кричит громко, когда он пытается уйти из её квартиры, настаивая, чтобы присоединился к ней на вечеринку. В таких случаях она утверждает, что дело лишь в её слове против его. Когда Лула наконец приходит на вечеринку, она неосторожно бросает тонкие колкости в адрес друзей Клея и показывает всем их отношения перед Каей, все это делая как испытание для него, хотя цель этого испытания остается неопределенной.

В фильме «Датч» есть ярко сновидческое качество, которое создаёт впечатление, что Клей борется за выживание в местности, напоминающей зону сумерек, где обстоятельства кажутся неблагоприятными для него. Режиссёр Андре Гейнс мастерски изображает Нью-Йорк словно он вечно застрял в какой-то момент, напоминающий бесконечный поездку на подземке, такую, какая была у Лулы и Клея при первой их встрече. Опускающая душу музыка Даниэля Харта ещё больше усиливает этот пугающий атмосферный настрой.

Фундаментально, «Голландец» борется за нахождение гармонии между своими экзотическими элементами и реалистичным человеческим повествованием. Конфликт между Клэй и Кая превращается в напряженное столкновение на вечеринке у их друга, сцена которой оказывается мощной благодаря убедительным играм Битц и Холланда. Однако эта сцена кажется не связанной с остальными событиями фильма. Несмотря на то, что это разрыв полезен для изображения состояния Клэй, он оставляет некоторые аспекты мира фильма несогласованными. Хотя картина умудряется эффективно передать свое послание, логическая цельность ее вселенной остается неясной.

Версия 2025 года «Голландца» затрагивает современные проблемы расового предубеждения, отражая восприятие и обращение с черными мужчинами. В этой актуальной адаптации угроза Лулы — это лишь один из примеров среди многих, когда Клей, символизирующий разные личности Клея в Нью-Йорке, часто сталкивается с домогательствами со стороны правоохранительных органов. Его останавливают без явного основания даже при входе на железнодорожную станцию, так как подозрения часто связаны с его расой, а не с фактами конкретной ситуации.

В захватывающем кульминационном моменте ‘The Dutchman‘ я снова оказался в вагоне метро, где произошла судьбоносная встреча Лулы и Клей. Пока поезд грохотал вперед, эти два загадочных персонажа вновь оказались переплетены, служа леденящим напоминанием о жестоком психологическом цикле, который поймал Клея в ловушку. Интересно гадать, каким образом наш главный герой может вырваться из ее власти: ведь кажется, что Лула олицетворяет все злонамеренные стороны общества. Фильм предлагает проницательное решение этой загадки, отклоняясь от оригинального источника в ключевых моментах, чтобы создать неожиданную и удовлетворительную развязку.

Сюжет в конечном итоге сосредоточен на докторе Амрире, который организует события в фильме. Хотя фильм под названием The Dutchman творчески изучает свой источник материала, для создания эффекта не требовалось дополнительных сюрреалистических элементов. Ведь наш мир уже достаточно сюрреален, а содержание фильма не так уж и далеко от реальности. Приверженность Голланда и Мары к The Dutchman очевидна, хотя концовка кажется немного слишком аккуратно разрешённой, фильм всё же удается стать потрясающим путешествием на одну ново-йоркскую ночь.

Голландец впервые показали на фестивале кино и телевидения SXSW в 2025 году.

Смотрите также

2025-03-08 21:40