10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Вестерны Джона Уэйна — любимая классика, которая как никакая другая отражает суть Дикого Запада. Однако просмотр этих фильмов с современной точки зрения открывает некоторые тревожные истины. Оценивая сегодня вестерн-фильмографию Уэйна, становится ясно, что некоторые аспекты были менее чем желательны. Его изображение коренных народов, женщин и насилия с применением огнестрельного оружия может не соответствовать современным стандартам. Джон Уэйн был легендарной фигурой в западном кино, но то, как мы понимаем репрезентацию и разнообразие, значительно изменилось за десятилетия.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram

Во время Золотого века Голливуда Уэйн получил признание и снялся во многих вестернах. Они варьировались от недорогих фильмов категории B до признанной критиками классики благодаря его партнерству с известным режиссером Джоном Фордом. Хотя сегодня может быть сложно оценить образ коренных американцев в этих фильмах, очень важно помнить об их новаторском характере, а иногда и об их исследовании жестокости американского империализма. Пересмотр вестернов Уэйна открывает суровую реальность, но их значение как любимых и важных кинематографических произведений остается неизменным.

10
Изображение коренных американцев

Искатели (1956)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Изображение коренных американцев и культур коренных народов в классических вестернах Джона Уэйна было предметом многочисленных споров из-за устаревших стереотипов и чрезмерно упрощенных представлений. В своих лучших проявлениях эти фильмы демонстрировали бесчувственность, а в худших — возможно, были расистскими. Несмотря на то, что Уэйна почитают как легенду Голливуда, его прошлые расистские взгляды и действия вызвали новое пристальное внимание в наше время.

В культовых вестернах, над которыми сотрудничали Джон Форд и Уэйн, которые сейчас считаются кинематографическими шедеврами, коренные американцы представлены проблематично. Например, в «Искателях», хотя он и пытался продемонстрировать суровую реальность белых поселенцев по отношению к коренным народам, он не соответствовал сегодняшним стандартам расовой чувствительности. Даже сам Форд признал в интервью 1964 года (как заявили Стадлар и Бернштейн), что «мало правды и справедливости в том, как изображались коренные американцы».

9
Отсутствие у женщин свободы воли

Искатели (1956)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

В эпоху вестернов Джона Уэйна женщины обычно изображались либо как девицы в беде, либо как одномерные персонажи, поддерживающие главную мужскую роль. Частично это произошло из-за ограниченной свободы действий и признания способностей женщин и равного статуса с мужчинами в то время. Хотя были и исключения, такие как Морин О’Хара в «Маклинток!», такие изображения часто содержали сексистский подтекст.

Фильм «Искатели» усилил общие темы вестернов о женщинах, нуждающихся в спасении, изображая похищение молодой женщины команчами и последующую миссию Итана Эдвардса по ее спасению. Это повествование, в котором женщины изображены беспомощными и нуждающимися в спасении, было преобладающим в жанре и легло в основу многих приключений и историй. Хотя эта тема сама по себе не была проблемной, вестерны Уэйна часто упускали из виду развитие разносторонних женских персонажей и их невзгоды.

8
Отсутствие разнообразия и расовой осведомленности

Аламо (1960)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Говоря проще, вестерны Джона Уэйна прошлого могут показаться современным зрителям оскорбительными из-за частого использования уничижительной лексики и отсутствия разнообразия в актерском составе. В то время в фильмах было значительно меньше ненормативной лексики по сравнению с сегодняшним днем, но изображение определенных рас часто было устаревшим или стереотипным. Важно отметить, что эта проблема касалась не только Уэйна, поскольку Голливуд в целом следовал этой тенденции в его эпоху.

Исторический фильм 1960 года «Аламо», в котором изображена напряженная 13-дневная осада Аламо в 1836 году, является яркой иллюстрацией недостаточного расового представления и понимания в западном кино. К сожалению, главные роли в этом фильме были исполнены исключительно белыми актерами, что преуменьшает значительный вклад Техано и американских бойцов мексиканского происхождения. Изображения мексиканских солдат в фильме не были сложными и вместо этого увековечивали вредные стереотипы.

7
Рассказ о Белом Спасителе

Форт Апач (1948)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

В вестернах Джона Уэйна того времени были серьезные опасения по поводу репрезентации расы, в дополнение к частому изображению противоречивого повествования: темы белого спасителя. Этот кинематографический прием был распространен во многих классических голливудских постановках, где кавказские персонажи изображались как божественные фигуры, необходимые для спасения цветных людей из их затруднительных ситуаций. Оглядываясь назад, становится ясно, что этот образ, который был распространен в западную эпоху Уэйна, теперь кажется проблематичным из-за его чрезмерного упрощения и патерналистского характера.

В вестерне Джона Форда «Форт Апач» Джона Форда, выдержанном в уважительном, но критикующем тоне, капитан Кирби Йорк, которого играет Джон Уэйн, изображен как новый командир форта Апач, стремящийся предотвратить конфликт с коренными американцами. Примечательный своим сочувственным изображением коренных племен, «Форт Апачи» признан одним из лучших вестернов того периода. Однако это невольно увековечило патерналистский взгляд на коренные народы, подчеркнув необходимость вмешательства белого лидера и решения их проблем.

6
Упрощенный взгляд на историю

Рио-Гранде (1950)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

В вестернах Джона Уэйна часто представлены упрощенные версии исторических фактов с четким разделением хороших и плохих персонажей. Этим историям, в которых обычно участвовали «ковбои и индейцы», не хватало глубины для объяснения основных причин конфликтов в эпоху Дикого Запада. Хотя это можно простить вымышленным повествованиям, когда фильмы Уэйна рассказывают о реальных событиях, они искажают понимание истории публикой.

В вестерне «Рио-Гранде» режиссера Джона Форда с Джоном Уэйном в главной роли Уэйн сыграл подполковника Кирби Йорка, кавалерийского офицера, базирующегося в Рио-Гранде, который столкнулся с опасными налетчиками апачей. По сути, «Рио-Гранде» исследует сложности натянутых отношений мужчины с женой и сыном. Однако повествование, вдохновленное реальными экспедициями 4-го кавалерийского полка, упускало из виду перспективы сообщества коренных американцев. Изображенный как антагонистический и нецивилизованный, «Рио-Гранде» представляет собой упрощенное описание истории коренных американцев.

5
Нормализация насилия с применением огнестрельного оружия

Стрелок (1976)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

В классическом жанре вестерна оружие имело такое же значение, как ковбойские шляпы, салоны и лошади. Вестерны Джона Уэйна редко отклонялись от этой темы, за минимальными исключениями. Эти фильмы, наполненные дуэлями и перестрелками, были построены вокруг главных героев, которые придерживались принципа «сначала стреляй, потом задавай вопросы». Следовательно, они привели к значительному подсчету жертв и преувеличенным представлениям о насилии с применением огнестрельного оружия в эпоху Дикого Запада. Эта тенденция сохраняется и в современных западных фильмах. Однако сегодня повторное посещение фильмов Уэйна кажется особенно уместным, учитывая текущие дебаты о контроле над огнестрельным оружием, безопасности и массовых расстрелах.

В фильмографии Уэйна насилие с применением огнестрельного оружия является постоянной темой. Примечательно, что его последняя главная роль перед кончиной была в фильме «Стрелок» (1976), где он изобразил больного шерифа-стрелка Джей Би Букса. Несмотря на то, что ранее Букс унес множество жизней, оставшиеся дни Букс провел, без разбора расстреливая бандитов и преступников. Фильм представлял собой развлекательное развлечение, подкрепленное играми Джеймса Стюарта и Лорен Бэколл. Однако, казалось бы, небрежное изображение насилия с применением огнестрельного оружия в «Стрелке» показалось некоторым зрителям чрезмерным и диссонирующим.

4
Они серьезно консервативны

Рио Браво (1959)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Джон Уэйн известен тем, что снимался в самых легендарных вестернах. Однако за кулисами Уэйн был традиционно консервативной фигурой, которая отклонила предложение сняться в новаторском вестерне «Ровно в полдень». Он резко раскритиковал фильм, назвав его «антиамериканским», поскольку считал, что он пренебрегает американскими правоохранительными органами и поддерживает коммунистические принципы. В то время «Ровно в полдень» был снят в эпоху маккартизма, когда многие артисты были занесены в черный список за свои политические взгляды.

В ответ на «Ровно в полдень» Уэйн решил сотрудничать с Говардом Хоуксом в традиционном вестерне «Рио Браво». В этом фильме был использован любой шанс противоречить коммунистическим убеждениям и усилить героическое изображение сотрудников правоохранительных органов. С момента своего дебюта оба фильма почитались как шедевры вестерна. Однако, оглядываясь назад, критика Уэйна кажется более враждебной. Критика «Ровно в полдень» приобрела дополнительное значение из-за роли Уэйна в изгнании сценариста Карла Формана из США (как сообщает NY Post).

3
Низкобюджетные фильмы категории B

Орегонская тропа (1936) и Конец приключений (1937)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Джон Уэйн в настоящее время известен как легендарная фигура в западном кино, но до своей культовой роли в «Дилижансе» (1939) он годами снимался в фильмах категории B, конных операх и пел ковбойских фильмах. Эти ранние работы часто упускаются из виду при повторном просмотре фильмографии Уэйна, однако они имеют значительную историческую ценность. Хотя многие из этих фильмов, возможно, не столь безупречны или известны, присутствие Джона Уэйна делает их ценными произведениями в истории кинематографа.

В 1930-е годы вестерны Уэйна, снятые с ограниченным бюджетом, часто с участием неизвестных актеров и бессистемно созданными постановками, стали известны как «фильмы о бедности». В то время Уэйн участвовал в многочисленных постановках Poverty Row. Эти фильмы были настолько незначительными, что два фильма Джона Уэйна того времени утеряны для истории:

2
Несколько действительно незабываемых фильмов

Боевой кентуккиец (1949)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Размышляя о вестернах Джона Уэйна, я сразу вспомнил обилие в его фильмографии вневременных постановок, таких как «Искатели», «Рио Браво» и «Дилижанс». Тем не менее, учитывая в общей сложности 169 актерских ролей, более 80 из которых были вестернами, важно помнить, что не каждый фильм был выдающимся. Карьера Джона Уэйна простиралась от малобюджетных постановок до его главной голливудской славы, и хотя не все фильмы могут быть шедеврами, лишь немногие избранные последовательно заслужили звание классических вестернов, которые обязательно нужно посмотреть.

Хотя такие фильмы, как «Боевой кентуккийец», «Военный фургон» и «Непобежденные», наполнены похвальными моментами, они в значительной степени остались без внимания публики и не сохранили своей популярности по сравнению с лучшими постановками Джона Уэйна. Учитывая его преданность делу и трудолюбие, Уэйн часто появлялся в нескольких фильмах ежегодно. Было разумно предположить, что все его фильмы будут оставаться известными в течение многих лет после их выхода на экраны. В тот период, когда Уэйн был наиболее активен в Голливуде, для людей было бы приятным сюрпризом, если бы десятилетия спустя люди все еще смотрели эти фильмы.

1
Колониальная точка зрения

На север до Аляски (1960)

10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна10 суровых реалий пересмотра вестернов Джона Уэйна

Менее суровый способ выразить это: просмотр вестернов Джона Уэйна снова выявил реальность того, что эти фильмы часто изображают захват Америки белыми поселенцами в благоприятном свете, не исследуя стоящие за ним несправедливые аспекты. Хотя некоторые вестерны Уэйна, такие как «Форт Апач», действительно предлагали сострадательное изображение проблем коренных американцев, они не смогли уловить сложности и исторические нюансы, которые привели к опустошению культур коренных народов на Диком Западе. Идея о том, что поселенцы имеют абсолютное право навязывать свои законы и традиции на спорных землях, редко подвергалась сомнению в вестернах Уэйна.

Одним из примеров является комедийный вестерн 1960 года «На север до Аляски» с Джоном Уэйном в роли Сэма МакКорда. В этом фильме МакКорда отправили из Сиэтла, чтобы привезти невесту мужчины на Аляску во время золотой лихорадки. Однако этот фильм пропагандировал колониальное мышление в отношении права поселенцев на вновь обнаруженное золото, игнорируя при этом право коренных народов на землю и ее богатства. Хотя в лучшие годы Джона Уэйна подобные вопросы не были столь заметными, пересмотр подобных фильмов сегодня повышает их актуальность в свете современных проблем.

Смотрите также

2024-03-25 18:24