Действительно ли «Оскар» предвзято относится к фильмам ужасов? Разбираем 96 лет номинаций и победителей

Как кинокритик, проведший большую часть трех десятилетий, погруженный в мир кино, я видел свою изрядную долю фильмов всех мыслимых жанров. Однако ни один из них не произвел на меня такого глубокого впечатления, как жанр ужасов. Грубые эмоции, напряжение и интуитивный трепет, которые дарят эти фильмы, не имеют себе равных.


Присоединяйся к каналу CryptoMoon! Самые свежие и актуальные новости мира криптовалют ждут тебя! Не упусти шанс быть в курсе всех трендов и инсайдов. 👇

CryptoMoon Telegram


Исторически сложилось так, что жанр ужасов был чрезвычайно популярен среди кинозрителей, однако его, как правило, недооценивают критики и такие мероприятия, как вручение премии Оскар. Это очевидное упущение можно объяснить давним мнением, что фильмы ужасов, в которых основное внимание уделяется пугающим моментам и напряжению, считаются менее «изысканными» по сравнению с другими жанрами. Точно так же боевики-блокбастеры столкнулись с аналогичным предубеждением, предполагающим, что они ставят чистое развлечение выше художественной ценности.

Хотя жанр ужасов постепенно завоевывает уважение в Академии, он продолжает бороться за полное признание. Тем не менее, есть ощущение, что ситуация меняется, что приводит к оптимистическим предположениям относительно премии «Оскар» 2025 года. Интересно, что, несмотря на предвзятое отношение Академии к фильмам ужасов, некоторые из них были отмечены номинациями и даже победами. Однако эти победы часто подчеркивают визуальные аспекты фильмов, такие как их поразительные практические эффекты и компьютерные образы.

Почему существует убеждение, что «Оскар» не признает фильмы ужасов

Это убеждение не беспочвенно в 96-летней истории вручения «Оскара»

Ужасы в основном игнорировались критиками до последних лет. В то время как биографические фильмы и драмы прославляются, ужас часто ошибочно сводят к сумме страха. Однако, хотя сам трепет ужаса важен, критики в последнее время оценили его зеркало, отражающее страхи общества. Ужасы – это сложный жанр для актеров и режиссеров, но это идеальный и жизненно важный инструмент для культурных комментариев.

Тем не менее, для некоторых критиков остается легкой ловушкой восхвалять только ужас, когда они воспринимают его как «превышающий» ужас. Этот аспект становится все более важным в свете значительного признания, полученного глубоко эмоциональным и трагическим фильмом «Субстанция», получившим пять номинаций на «Золотой глобус». Хотя «The Substance» действительно содержит социальные комментарии, они далеко не преуменьшены, и именно в этом заключается его истинная гениальность, вселяющая проблеск надежды на то, что этот жанр получит большее признание в кругах, получающих награды.

Как фильмы ужасов стали лучшими фильмами на церемонии вручения «Оскара»

Хоррор не был признан лучшим фильмом

Тем не менее, трудно игнорировать тот факт, что фильмы ужасов редко попадают в категорию «Лучший фильм» на церемонии вручения «Оскара». Несмотря на то, что этот жанр имеет долгую и влиятельную историю, берущую свое начало в 1927 году (с такими известными фильмами, как Кинг-Конг), только шесть фильмов ужасов были номинированы на высшую награду Голливуда, и лишь немногие из них получили широкое признание. ради их престижа.

Что касается вневременной классики, которая произвела революцию в своих жанрах, «Экзорцист» (1973) оказал глубокое влияние на культуру, получив 10 номинаций, но в конечном итоге уступив награду за лучший фильм «Жалу». Не менее знаковым фильмом ужасов является фильм «Челюсти» (1975), получивший четыре номинации на «Оскар». Несмотря на это, он потерпел поражение от фильма «Пролетая над гнездом кукушки» в высококонкурентной гонке за лучший фильм. В 1990-е годы «Молчание ягнят» (1991) выделяется как признанный критиками шедевр и ознаменовал собой важную веху, обеспечив этому жанру первую в истории победу в номинации «Лучший фильм».

В 1999 году «Шестое чувство» было одним из самых часто упоминаемых фильмов ужасов, когда-либо созданных. Тем не менее, он не получил «Оскара» за лучший фильм, а вместо этого достался «Красоте по-американски». По мере того как кино развивалось в современную эпоху, Даррен Аронофски значительно продвинул жанр ужасов, дебютировав в 2010 году «Черный лебедь». Хотя это был в первую очередь психологический триллер, «Черный лебедь» также не получил награду за лучший фильм.

Действительно, я глубоко признателен за значительную роль Джордана Пила в переосмыслении жанра ужасов за последнее десятилетие и за его пределами. Мое первое знакомство с его режиссерским мастерством произошло в мощном фильме «Прочь». Эта новаторская постановка не только получила высокую оценку, но и получила четыре номинации на 90-й церемонии вручения премии Оскар: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий и лучшая мужская роль, что является признанием исключительной игры Дэниела Калууи. К сожалению, именно «Форма воды», несмотря на влияние ужасов, был более отмечен как фэнтезийный фильм, получив на этой церемонии награду за лучший фильм.

Такое ограниченное признание действительно предполагает предвзятое отношение к жанру ужасов в Академии. Хотя такие фильмы, как «Изгоняющий дьявола» и «Челюсти», несомненно, являются вехами в истории кинематографа, они часто сталкивались с конкуренцией со стороны более традиционных фильмов. Включение таких фильмов, как Черный лебедь и Прочь, намекает на постепенное изменение взглядов Академии, признавая художественные достоинства и культурное влияние ужасов. Однако общее отсутствие признания этого жанра остается серьезным упущением.

Какие фильмы ужасов номинировались на премию «Оскар» за лучшую режиссуру

Лучший режиссер — еще менее награждаемая категория в жанре ужасов

В наше время тенденция номинирования режиссеров ужасов изменилась, но эту конкретную награду они еще не получили. Тем не менее, исключительная работа Джордана Пила в фильме «Прочь» принесла ему номинацию на звание лучшего режиссера, что является заслуженной наградой, учитывая, что он был движущей силой всего проекта. Интересно, что Уильям Фридкин в свое время получил награду за лучшую режиссуру за фильм «Экзорцист», еще один творческий провидец, заслуживший признание, учитывая, что фильм остается классикой ужасов даже сегодня.

В свою очередь, «Черный лебедь» получил награду за лучшую режиссуру, но не забрал домой награду. Интересно, что Джонатан Демме ранее получил награду за лучшую режиссуру за «Молчание ягнят». Хотя фильмы ужасов обычно получают меньше номинаций на лучшую режиссуру по сравнению с актерскими и техническими категориями, бывают исключительные случаи, когда известные режиссеры, получившие «Оскар» в других жанрах, также преуспели в хорроре. Ярким примером является Стивен Спилберг, известный как по «Челюстям», так и по «Полтергейсту», демонстрирующий, что даже уважаемые режиссеры признают достоинства этого жанра.

Какие актеры номинировались на «Оскар» за фильмы ужасов

Некоторые актеры получили признание за свои хоррор-спектакли, но, возможно, недостаточно

В фильмах ужасов распространено заблуждение, что мощная игра менее важна, чем страх и кровь. Тем не менее, стоит отметить, что жанр ужасов может предложить глубокие, тревожные образы, о чем свидетельствуют такие уважаемые актеры, как Фредрик Марч в фильме «Доктор Джонс». Джекилл и мистер Хайд, Рут Гордон в Ребенке Розмари, Кэти Бейтс в Мизери и незабываемый дуэт Джоди Фостер и Энтони Хопкинса в «Молчание ягнят». Знаменитые роли, такие как Сисси Спейсек в Кэрри, Бетт Дэвис в Что случилось с малышкой Джейн? и Джонни Депп в Суини Тодде еще раз демонстрируют исключительную актерскую игру, часто встречающуюся в этом жанре.

Как страстный любитель кино, я с прискорбием отмечаю, что Академия порой пренебрегает выдающимися играми главных женских ролей в жанре ужасов. Хотя Натали Портман заслуженно получила награду за роль в «Черном лебеде», можно утверждать, что ее награда была больше за драматические аспекты фильма, ее преданность балетному обучению и психологическую сложность персонажа, а не за ее ужасающий образ.

Я должен сказать, что признание других наград за такие фильмы, как «Поговори со мной» (2022) в жанре ужасов, подчеркивает огромное влияние сильных представлений. Образ Софи Уайлд в фильме подчеркивает важность изменения точки зрения и признания выдающегося таланта, который часто упускается из виду в этом жанре, который исторически сталкивался с недооценкой. Несмотря на то, что ни она, ни фильм не получили «Оскара», «Поговори со мной» вместо этого сумел получить пять наград AACTA Industry Awards.

Другие категории фильмов ужасов, получивших «Оскар»

Категория «Визуальные эффекты» хорошо известна на «Оскаре»

Со временем множество фильмов ужасов были номинированы на различные награды, но с общей тенденцией к техническим категориям. Например, «Чужой» получил награду за лучшие визуальные эффекты, а «Дракула» Брэма Стокера (1992) был номинирован на четыре премии «Оскар» — все в таких технических областях, как «Лучшая художественная постановка», «Лучший дизайн костюмов», «Лучший грим» и «Лучший звуковой монтаж». . Точно так же многие другие фильмы ужасов получили награды за лучшие визуальные эффекты и лучший грим. Хотя эти похвалы значительны, постоянное отсутствие признания в нетехнических категориях предполагает, что такие фильмы часто воспринимаются как просто визуальные зрелища, а не как произведения, получившие признание критиков.

Фильм ужасов Дата выпуска Категории, получившие Оскар
Доктор. Джекилл и мистер Хайд 1931 год Лучший актер
Призрак оперы 1943 год Художественное направление, операторская работа
Портрет Дориана Грея 1945 год Лучшая операторская работа
Что случилось с Бэби Джейн? 1961 год Лучший дизайн костюмов
Ребенок Розмари 1968 год Лучшая актриса второго плана
Экзорцист 1973 год Лучший звук, Лучший адаптированный сценарий
Челюсти 1975 год Лучшая оригинальная драматическая музыка, лучший монтаж, лучший звук
Знамение 1976 год Лучший оригинальный саундтрек
Кинг-Конг 1976 год Лучшие визуальные эффекты
Чужой 1979 год Лучшие визуальные эффекты
Американский оборотень в Лондоне 1981 год Лучший макияж
Муха 1986 г. Лучший макияж
Инопланетяне 1986 г. Лучший звуковой монтаж, Лучшие визуальные эффекты
Страдание 1990 год Лучшая актриса
Молчание ягнят 1991 год Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль, Лучший адаптированный сценарий
Смерть ей к лицу 1992 год Лучшие визуальные эффекты
Дракула Брэма Стокера 1992 год Костюм Лучший дизайн костюмов, Лучший звуковой монтаж, Лучший грим
Сонная Лощина 1999 год Лучшее художественное направление
Черный лебедь 2010 год Лучшая актриса
Человек-волк 2010 год Лучший макияж
Уходи 2017 год Лучший оригинальный сценарий
Годзилла минус один 2023 год Лучшие визуальные эффекты

Напротив, жанр ужасов заслужил признание в литературе и кино: многочисленные работы получили награды Американской киноакадемии за свои сценарии. Примечательно, что этот успех, похоже, вызвал ответную реакцию со стороны самого жанра. Например, фильм «MaXXXine» — это дань уважения классическим фильмам ужасов, и в нем намеренно используются чрезмерные визуальные эффекты в качестве инструмента для создания ужаса, как, например, сцена, изображающая отливку головы Максин. Точно так же будущие фильмы, такие как популярный фильм ужасов «Вещество», извлекли выгоду из своего визуального зрелища.

Смотрите также

2024-12-23 19:48