Мне до сих пор снятся кошмары об этих 18 фильмах ужасов в пограничных пространствах, от ‘Сияния’ до ‘Я видел, как светится телевизор

Фильмы, попадающие в категорию «лимнального ужаса», исследуют тревожные и двусмысленные аспекты нашей повседневной жизни, делая их пугающе знакомыми при ближайшем рассмотрении. Лимнальный ужас не всегда признается как отдельный жанр ужасов, но если что-то может быть искажено так, чтобы вызвать страх, это потенциально подпадает под эту категорию. Сфера лимнального ужаса обширна, охватывая множество идей, эмоций и переживаний, которые заставляют нас чувствовать себя некомфортно и побуждают заглядывать под кровать поздно ночью. В каком-то смысле этот тип ужасов живет именно там, под кроватью, как и предполагает его название.

🌊 Плыви по волне успеха с CryptoWave! Прогнозы подаются просто и с огоньком – как свежий бриз на берегу удачи.

Зацепить волну!

Страх не связан с монстрами или неизвестностью; скорее это чувство тревоги, возникающее при взгляде под кровать и обнаружении лишь темноты. Это неприятное ощущение известно как лиминал хоррор (liminal horror), которое обозначает неприятное чувство от перехода знакомого пространства в незнакомое. Хотя этот термин часто описывает физическую локацию вроде комнаты дома днём против ночи, он может относиться к любому переходу из одного состояния в другое. Например, обычный офис во время рабочего дня может казаться странным и неуместным после закрытия; пространство больше не ощущается как своё привычное место, так как превратилось во что-то иное. Эта концепция вызывает леденящее душу впечатление, делая лиминал хоррор общей темой многих фильмов ужасов, где неизвестность и переход от знакомого к чужому могут быть по-настоящему пугающими.

За пределами черной радуги (2010)

Режиссер Панос Косматос

Фильм «Beyond the Black Rainbow» представляет телепатическую молчаливую женщину по имени Елена (Ева Борн), которую держит под строгим контролем зловещий ученый доктор Барри Найл (Майкл Роджерс). Подавленная его жестоким обращением, она решает сбежать из своего заточения, но неуверенна в своем направлении. Этот холодный и яркий фильм «Beyond the Black Rainbow», погружает нас в сюрреалистическое исследование глубин сознания и безумия. Жилищные помещения Елены, где ее держат под стражей, наполнены комнатами, отражающими атмосферу жуткого ужаса на грани реальности.

Город тьмы (1998)

Directed by Alex Proyas

«Тёмный город» — В этом техно-нуарном триллере Руфус Сьюэлл играет Джона Мёрдока, человека с амнезией, обвинённого в убийстве. Смущённый тем, как он оказался в такой ситуации, Джон избегает и правоохранительных органов, и загадочной группы под названием «Незнакомые», которые также преследуют его. Окружение Мёрдока напоминает нашу реальность лишь отдалённо, по мере развития сюжета возникают сомнения относительно истинной природы этого странного места. На протяжении всего фильма Джон борется с ощущением пленения между двумя мирами, как физически, так и символически, что является типичным мотивом многих фильмов ужасов о границе.

16. Лангольеров (1995)

Режиссура Тома Холланда.

Согласно роману Стивена Кинга «Лангольерам» это был двухсерийный телеспектакль, показанный на канале ABC. Несмотря на низкое качество производства, актёрскую игру и нелогичный сюжет, он представляет яркие примеры предельного ужаса и буквально интерпретирует жанр. В этом фильме группа пассажиров самолета внезапно оказывается в недалёком прошлом, где никто больше не живёт. Они также сталкиваются с существами ненасытного аппетита, которые питаются прошлым, оставляя после себя бесконечную пустоту.

Вивариум (2019)

Режиссёр Лоркан Финнеган.

В мрачном научно-фантастическом фильме ужасов под названием ‘Вивариум’ Имоджен Пулс и Джесси Айзенберг играют роли Джеммы и Тома, двух персонажей, оказавшихся запертыми в странном районе после переезда в новый дом. Вскоре они обнаруживают, что не могут покинуть это место до тех пор, пока не вырастят пугающее человекоподобное существо как своего собственного ребенка. Каждая попытка побега возвращает их к началу пути. Казалось бы, приятные и уютные пригородные дома на экране принимают холодный и угрожающий вид в ‘Вивариуме’. То, что должно было быть приглашающим и уютным, оказывается леденящим душу и лишенным жизни.

Мы все идём на Всемирную выставку (2022)

Режиссером фильма является Джейн Шёнбрун.

В ‘Мы все идём на Всемирную выставку’, режиссёру Джейн Шёнбрун, персонаж по имени Кейси (Кобб) начинает участие в ‘Вызове Всемирной выставки’. Этот опыт приводит к драматическим психическим и физическим изменениям. Когда Кейси записывает своё путешествие, мы становимся свидетелями пугающего и тревожного погружения в сюрреализм. Фильм показывает одиночный путь персонажей, включая Кейси, который отстраняется от своих друзей, семьи и социальных кругов, погружаясь в онлайн-реальность, где границы между интернетом и действительностью размываются, а зловещие уголки обоих миров сжимаются вокруг них.

13. Куб (1998)

Режиссёром является Винченцо Натали

В серии фильмов ‘Куб’ почти каждая картина показывает персонажей, блуждающих по сериям загадочных и жутких окружений, напоминающих лабиринтные комнаты. Эти пространства часто наполнены смертельными ловушками, что делает выживание вызовом. Первый фильм сосредоточен вокруг семи человек, которые внезапно оказываются заперты в этом убийственном лабиринте и должны разработать план побега. По мере углубления группы во внешне идентичные камеры они сталкиваются с тревожными и загадочными элементами, из-за чего маленькие кубы кажутся ещё более зловещими благодаря своей непредсказуемости.

Donnie Darko (2001)

Режиссёром является Ричард Келли.

Донни Дарко

11. Фантазм (1979)

Режиссёром является Дон Коскарелли.

В первой части серии ‘Phantom’, названной ‘Phantom’, на Землю прибывает зловещий и злонамеренный персонаж по имени Высокий Человек (играет Ангус Скримм), у которого есть коварные намерения. Он превращает умерших в своих невольных слуг, принуждая их трудиться на своей инопланетной планете. Несмотря на кажущуюся абсурдность идеи, фильм успешно передаёт атмосферу таинственности и использует впечатляющие спецэффекты, усиливающие научно-фантастический и психоделический аспекты, что делает просмотр увлекательным. По мере того как главные герои приближаются к тому, чтобы помешать Высокому Человеку, они оказываются в искажённом измерении – смешении его мира с их собственным.

Я видел сияние телевизора (2024)

Режиссёр Джейн Шёнбрун

В «I Saw the TV Glow», психологическая драма ужасов служит одновременно леденящей сказкой и аллегорией для понимания своей трансгендерной идентичности во время преодоления перипетий ностальгии. Фильм сосредоточен на двух проблемных подростках, которые находят утешение в общей страсти к телевизионному сериалу, напоминающему «Баффи — истребительницу вампиров». Погружаясь глубже в этот вымышленный мир, они начинают задаваться вопросом о том, являются ли просто персонажами внутри него. Этот заставляющий задуматься фильм тонко раскрывается, размывая границы между реальностью и телевидением, создавая зловещее сочетание, которое держит зрителей на грани.

Кожа-маскировка (2022)

Режиссёром выступил Кайл Эдвард Болл.

В сущности, фильм «Skinamarink» вращается вокруг атмосферных элементов лиминал-хоррора. Сюжет повествует о двух маленьких детях, оказавшихся в необычной ситуации: их отец пропал без вести, и двери с окнами дома тоже словно исчезли. По мере того как ночь углубляется, они сталкиваются со странными призраками, скрывающимися в тенях своего жилища. Фильм умело использует огромные темные пространства, заставляя зрителей задаваться вопросом: является ли то, что они видят на самом деле правдой в данной сцене, или это лишь иллюзия, вызванная обманом зрения?

8. Коралина (2009)

Режиссером выступил Генри Селик

Анимация стоп-моушн от студии Laika в фильме «Коралина» предназначена в первую очередь для юной аудитории, однако не избегает многочисленных пугающих моментов, многие из которых принадлежат жанру лиминального ужаса. Главная героиня фильма переезжает в новую квартиру и обнаруживает скрытую дверь, ведущую в другой мир. Вначале этот параллельный мир кажется очаровательным с радостными отражениями её знакомых мест, но он скрывает леденящий ужас. Бесконечные коридоры и комнаты, запертая Коралина, неспособная покинуть границы нового мира, а всё вокруг ощущалось слегка искривлённым — все эти элементы создают неуютную атмосферу, которая олицетворяет лиминальный ужас на высшем уровне.

Я думаю об окончании вещей

Режиссёром является Чарли Кауфман.

В отличие от традиционного хоррора, фильм «Я думаю об окончании вещей» Чарли Кауфмана тонко настораживает своим загадочным сюжетом, который достигает кульминации и оставляет зрителей с чувством беспокойства и вторжения. История повествует о паре: Джейк (Джесси Племонс) и анонимная молодая женщина (Джесси Бакли), которая совершает свой первый визит к родителям Джейка. Однако путь и дом, которые они встречают, кажутся неполными – отсутствуют другие автомобили и стены, которых ожидаешь увидеть. Неприятная атмосфера фильма создаёт ощущение того, что мы, как зрители, заглядываем во что-то запретное.

6. Твин Пикс: Сквозь огонь

Режиссёр Дэвид Линч

Шестой полнометражный фильм Дэвида Линча под названием «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» является предысторией к первым двум сезонам сериала «Твин Пикс«. Многие из оригинальных актеров вернулись в этот фильм, который изображает последнюю неделю жизни Лауры Палмер (Шерли Ли). В телесериале её смерть была центральной загадкой. Однако, в отличие от сериала, фильм характеризуется мрачной атмосферой и неопределенностью, предлагая леденящий душу рассказ о насильственном конце невинной девушки.

Это следует (2015)

Режиссёром является Дэвид Роберт Митчелл

В фильме ‘Оно следует’, Джей Хайт (Майка Монро) после сексуального контакта оказывается под проклятием неутомимого существа, которое бесконечно преследует её, принимая облик любого по своему выбору. Умный и напряжённый фильм ужасов ‘Оно следует’ наполнен уникальными моментами страха. Он расширяет рамки восприятия фильма, постоянно вводя персонажей, которые заставляют зрителей сомневаться в их подлинности или в том, что они являются сущностью из проклятия. Вы неустанно осматриваете края кадра в поисках чего-то опасного, и обыденное превращается в необычное: безопасные пространства становятся укрытиями для ужаса.

Проект Ведьмы из Блэр (1999)

Режиссёр Эдуард Санчес и Дэниел Мирик.

Фильм ‘Ведьма из Блэр’, возможно, один из лучших фильмов ужасов с использованием найденного материала, также является выдающимся примером лиминального ужаса. По сути, это похоже на документальный фильм о мифологическом сюжете Мэриленда вокруг ‘ведьмы из Блэр’. Группа из трех студентов-документалистов — Хезер, Майк и Джош — отправляются в глушь леса для подтверждения или опровержения этой легенды. К сожалению, никто из них не возвращается после своих поисков. Атмосфера фильма создается за счет неопределенного местоположения: бесконечные леса, которые постоянно возвращаются к исходной точке, вызывают чувство клаустрофобии. Климатическая сцена в подвале может считаться одним из самых леденящих примеров лиминального ужаса в истории кинематографа.

3. Пульс (Кайро) (2001)

Режиссура фильма выполнена Кэйоши Куросавой.

Фильм ‘Пульс’, снятый режиссёром Киёси Куросавой, первоначально был назван в Японии как ‘Кайро’. Это жуткое сочетание технологий и ужасов. Сюжет развивается вокруг призрачных существ, проникающих из интернета в мир живых, внушая страх всем, с кем они встречаются на своём пути. По мере развития фильма создаётся напряжённая, зловещая атмосфера, которая становится всё более неуютной. Фильм демонстрирует силу пограничного ужаса через отсутствие явного насилия и сосредоточенность на страхе перед тёмными уголками или неизвестными уголками интернета.

2. Потерянное шоссе (1997)

Directed by David Lynch

Фильм Дэвида Линча ‘Lost Highway’ несет в себе атмосферу тревожного ужаса уже в самом своем названии. Этот сюрреалистический нео-нуар рассказывает историю Фреда Мэдисона (в исполнении Билла Пуллмана), который начинает получать загадочные видеокассеты, изображающие его и его жену. Характерный для стиля Линча фильм представляет собой пугающее психологическое путешествие. Как и следовало ожидать от творчества Линча, ‘Lost Highway’ является таким же зловещим, как и все, что он когда-либо создавал, с мрачной атмосферой, наполненной интенсивными и страшными сценами в слабо освещенных помещениях и местах.

Сияние (1980)

Режиссёром является Стэнли Кубрик

Фильм Стэнли Кубрика ‘Сияние’, адаптированный из одноимённого романа Стивена Кинга, рассказывает леденящую душу историю, происходящую в загадочном отеле ‘Оверлук’. В этом месте с привидениями Джек Николсон исполняет роль Дэнни Торренса, чья рассудок начинает рушиться, ставя под угрозу жизнь его семьи и самого себя. Захватывающие моменты фильма ‘Сияние’ основаны на лиминальном ужасе, где комнаты кажутся искажёнными, а коридоры ведут в никуда. Даже без того, чтобы Джек Николсон размахивал топором, простое открывание двери гостиничного номера может вызвать настолько сильные чувства страха, что захочется забраться под одеяло и искать убежище.

Смотрите также

2025-03-10 17:41